Вопросы повышения качества работ при строительстве, ремонте и содержании автодорог рассмотрели в рамках производственного семинара в РУП «Могилевавтодор». Участие в мероприятии приняли руководители, главные инженеры дорожно-эксплуатационных управлений, а в числе выступающих были как белорусские специалисты, так и их коллеги из Российской Федерации.

Открывая мероприятие, первый заместитель генерального директора – главный инженер Борис Иванов отметил, что семинар является хорошей возможностью обменяться опытом и узнать что-то новое, а его тематика непосредственно перекликается с оптимизацией и совершенствованием производственных процессов – целями и задачами, поставленными на пятилетку качества. Эта тема всегда актуальна, но особенно перед началом летнего сезона, на который приходится значительный объем работ по благоустройству, текущему и капитальному ремонтам транспортных артерий и мостовых сооружений.
– Сегодня нужно делать ставку не на устранение существующих дефектов, а на их недопущение, – подчеркнул спикер. – Прошлый год для нас был прорывным: уложено свыше 230 тыс. тонн асфальтобетона. И по окончании зимы можно констатировать, что деньги потрачены не зря – в сравнении с предыдущим периодом ямочность уменьшилась в три раза.
Вопросы качества и эффективности выполняемых работ поднял в своем выступлении заместитель генерального директора РУП «Могилевавтодор» Сергей Тылец. Благодаря увеличению финансирования только текущим ремонтом в 2024-м охвачено 309 км транспортных артерий. В числе акцентов – ремонт трещин битумными эмульсиями (выполнено 865 тыс. пог. метров), что особенно скажется на качестве и сохранности дорог, а также устранение фиксирующихся по большей части на мостовых сооружениях критических дефектов – их ликвидировали на 30% больше.
– Практически все стойки дорожных знаков, а также барьерное ограждение заменены на оцинкованные, и теперь не требуются их ежегодные подготовка и покраска. Работаем по повышению качества зимнего содержания – с этой целью переходим на чистые соли. Сейчас они занимают более 60% общего объема реагентов. Внедряются новые технологии, в частности, использование рассолов и увлажненных солей при ликвидации зимней скользкости, – проинформировал выступающий.
Кроме того, в РУП «Могилевавтодор» внедряются принципы бережливого строительства, направленные на оптимизацию производственных процессов и улучшение эффективности деятельности предприятия. Создаются неформальные комиссии по управлению качеством. Например, в ДЭУ № 71 уровень выполнения работ благодаря усилившемуся контролю значительно возрос.
Директор производственного унитарного предприятия «Нефтебитумный завод» Александр Храмцов рассказал коллегам о роли битумных вяжущих в долговечности асфальтобетона. Ключевым сценарием видится модификация СБС-полимерами, что позволяет увеличивать как пластичность битума, так и его устойчивость к старению.
– Сегодня это самая эффективная технология, – уверен руководитель и в доказательство привел результаты ее применения в Российской Федерации, где дорожные покрытия с СБС-модифицированным битумом служат более чем в два раза дольше, чем с обычным. – В том числе это выражается в повышенной устойчивости к трещинам, колейности и старению. Такие покрытия требуют меньше ремонтных работ, что позволяет экономить средства, хотя модификация битумов изначально дороже, но более выгодна в перспективе.
Для продвижения данной технологии в Беларуси планируется провести эксперимент и построить небольшой участок дороги из модифицированного битума, чтобы на практике доказать его эффективность. Кроме того, образцы строительного материала переданы в БНТУ для изучения отечественными специалистами.
Начальник лаборатории органических вяжущих «БелдорНИИ» Максим Жуковин остановился на дорожных технологиях с применением используемых в нашей стране битумных эмульсий. Он затронул тему добавок в них, а также отметил особенности работы с этим строительным материалом.
Доцент кафедры автомобильных и железных дорог Белгородского государственного технологического университета Андрей Акимов проинформировал о российском опыте использования в строительстве битумных эмульсий. Одна из разработок – технология повторного применения асфальтогранулята в составе горячих асфальтобетонных смесей. Для компенсации старения вяжущего и повышения стойкости к воздействию технологических и погодно-климатических факторов предлагается использование восстанавливающей добавки – регенератора, благодаря чему доля переработанного асфальтобетона в составе таких смесей может составлять более 80%.
Второй частью семинара стало посещение главной стройки региона – отрезка автодороги Р-122 Могилев – Чериков – Костюковичи, где сейчас идет реконструкция. Участники мероприятия остановились на одном из объектов – мосту через реку Чернявку, по одной стороне которого практически завершены работы.
Как рассказал начальник отдела технического надзора и качества работы РУП «Могилевавтодор» Павел Скребунов, реконструкцией будет охвачено порядка 31 км: км 13,505 – км 44,6. Здесь на всем протяжении обустраивается по одной дополнительной полосе в каждую сторону, и сейчас активно ведутся фрезерование существующего покрытия и устройство дорожной одежды. Заключительный штрих – слои из тяжелого бетона. Их нанесут только летом следующего года.
Особое внимание в рамках проведения работ уделяется вопросам безопасности. В частности, на пересечении второстепенных дорог предусмотрена установка интеллектуальной системы безопасности дорожного движения: разместятся специальные радары, которые будут определять подъезжающие машины, автоматически включать светофор и информировать водителей с помощью электронного табло о необходимости снизить скорость или перестроиться в другую полосу. Это станет первой подобной системой на Могилевщине, сейчас ее проектированием занимается РУП «Белдорсвязь».
Автодорога Р-122 имеет стратегическое значение – она соединяет семь районов Могилевской области и выходит к границам РФ. Генподрядчиком объекта выступает ОАО «ДСТ № 3», заказчиком – РУП «Могилевавтодор».


МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
Андрей Колосов, начальник ДЭУ № 74:
– Познавательное и полезное мероприятие. Лично меня заинтересовало использование теплых смесей. Они имеют ряд преимуществ в сравнении с традиционными горячими асфальтобетонными. Самое главное – сохраняют пластичность при меньших температурах. Это достигается специальными добавками и позволяет продлять сроки сезона, то есть выполнять укладку при более низких температурах. В то же время переход на теплые смеси будет способствовать снижению энергозатрат и увеличению выпуска объемов асфальтобетона. Обязательно попробуем использовать в своей работе теплые смеси.
Павел Сенько, главный инженер ДЭУ № 72:
– Узнал о новых материалах, в частности, о геосинтетических сетках, а именно об их использовании при содержании и текущем ремонте автодорог. Сегодня наше управление проводит большую работу по ликвидации трещин и колейности. Однозначно, в скором времени возьмем этот опыт на вооружение – сперва выборочно, на экспериментальных участках, а после будем активнее внедрять.
Интересно было послушать российских коллег, познакомиться с их опытом применения различных добавок в битумной эмульсии, ведь это неотъемлемый наш строительный материал, который используем летом.
Определенные заметки сделали и к будущему зимнему сезону – заинтересовал новый тип снегозадерживающих сеток, которые выпускает могилевское предприятие. Их уже тестировали российские коллеги, и такие устройства показали свою эффективность. Теперь и мы применим их опыт и сравним со стандартными снегозадерживающими сетками.
Мария ЛАСТОЧКИНА, «ДБ»