Транспорт называют зеркалом экономики и одновременно ее локомотивом. Реализация инфраструктурных проектов в стране создает условия для торгово-экономического развития, а транспортная доступность, в свою очередь, обеспечивает свободное передвижение товаров. Сегодня одним из приоритетов Беларуси является укрепление дружеских контактов с государствами Евразийского континента. Особое внимание уделяется совершенствованию транспортной деятельности и выстраиванию эффективных логистических цепочек на территории ЕАЭС.
Как стратегическая отрасль белорусской экономики преодолевает последствия ограничительных факторов, обеспечивая стабильную работу, и какие задачи стоят перед транспортниками на ближайшую перспективу – в интервью «Транспортному вестнику» рассказал министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко.




– Ограничение доступа на европейский рынок серьезно повлияло на работу белорусских международных автомобильных грузоперевозчиков. Алексей Николаевич, какие меры поддержки этого сектора предпринимаются со стороны Минтранса и правительства?
– В связи с тем что ситуация на внешних рынках меняется быстро, все решения, направленные на минимизацию негативных последствий, принимаются оперативно и точечно. Главные стоящие перед нами задачи – обеспечить стабильное функционирование отрасли и сохранить трудовые коллективы.
Одним из приоритетных направлений деятельности министерства в настоящий момент является поддержка международных автомобильных перевозчиков. Ставка – на пересмотр схем доставки грузов и создание новых.
Минтранс на регулярной основе проводит переговоры с государствамипартнерами с целью получения для белорусских перевозчиков дополнительного количества разрешений. Кроме того, с рядом стран обсуждаются переход на безразрешительный принцип и возможность задействования на взаимовыгодной основе их транспортнологистического потенциала.
Необходимо отметить, что транспортная составляющая принятого в республике комплексного плана поддержки экономики в условиях санкций также предусматривает создание дополнительных мер для выстраивания логистических цепочек в восточном направлении и обеспечение принципа «бесшовности».
Для защиты интересов отечественных перевозчиков правительством принято постановление, в котором прописана четкая схема доставки товаров в Беларусь грузовыми автомобилями, зарегистрированными в ЕС. По территории нашей страны они могут двигаться только до специально установленных мест – для перегрузки или перецепки. Это позволяет обеспечить работой наших перевозчиков в условиях закрытого для них рынка Евросоюза.
Ряд преференций содержится в других принятых документах. Так, в соответствии с подписанным в марте этого года главой государства Указом № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики» решением правительства могут быть изменены сроки уплаты налогов и пошлин (путем предоставления отсрочки либо рассрочки), условия приобретения техники и оборудования по договорам лизинга.
Кроме того, теперь перевозчики имеют право принимать на территории других государств наличную иностранную валюту в сумме до тысячи базовых величин в качестве платы за транспортные услуги.
Все принимаемые решения сбалансированные, направлены на сохранение потенциала и конкурентоспособности отечественных международных автоперевозчиков. В настоящее время Минтранс совместно с профильной ассоциацией продолжает прорабатывать очередные меры поддержки.
– Авиация одна из первых испытала на себе влияние санкционного давления и продолжает функционировать в условиях ограничений. Какие решения позволили стабилизировать деятельность авиационных организаций, как изменились подходы в работе?
– Минтрансом разработан план мероприятий по противодействию введенным в отношении гражданской авиации Беларуси ограничительным мерам. Он направлен, прежде всего, на стабилизацию производственной деятельности и переориентацию экспортных потоков. В частности, предусматриваются разработка нормативных правовых актов по поддержке авиационных организаций, открытие новых воздушных направлений, поиск альтернативных поставщиков иностранных комплектующих авиатехники.
Новая стратегия развития гражданской авиации разрабатывается с учетом постоянно меняющихся условий. Одним из значимых ее моментов является увеличение количества воздушных перевозок в рамках Союзного государства. Сегодня с российскими коллегами обсуждается круг вопросов, направленных на расширение сотрудничества. В их числе – создание равных тарифных условий на аэропортовые и аэронавигационные услуги для авиакомпаний двух стран.
В рамках работы по импортозамещению планируется создание на отечественных предприятиях, занимающихся техническим обслуживанием и ремонтом воздушных судов, производства соответствующих расходных материалов.
Еще один важный момент. По итогам состоявшихся в марте переговоров с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, в которых принимали также участие белорусские авиапредприятия и российская научнопроизводственная корпорация «Иркут», достигнута договоренность о возможности открытия в Беларуси производства российской авиационной техники.
– Каковы планы по развитию воздушного сообщения в рамках Союзного государства?
– В настоящий момент рейсы между Беларусью и Россией выполняют компании «Белавиа» и «Аэрофлот». Национальный перевозчик намечает открытие новых направлений. В частности, изучается возможность полетов в аэропорт Внуково в Москве, а также Челябинск, Махачкалу и Мурманск. Однако на сегодняшний день расширение маршрутной сети в значительной степени сдерживает необходимость облета южной части территории России – это увеличивает продолжительность большей части рейсов.
Одновременно ведется работа по привлечению российских перевозчиков к выполнению прямых полетов в Беларусь. К примеру, авиакомпания «Азимут» выражает готовность развивать сеть маршрутов из регионов России, в частности Калининграда и Уфы, в Минск.
Авиационными властями Беларуси и России достигнута договоренность о создании рейсов по схеме W: авиакомпании двух стран уже приступили к ее реализации. Так, российский «Азимут» предлагает открыть маршрут РостовнаДону – Минск – Уфа – Минск – РостовнаДону.
– Национальный перевозчик делает ставку на перераспределение полетов в результате смены вектора с западного на восточный. Какие новые направления станут доступны белорусским пассажирам, чем «Белавиа» порадует в этом летнем сезоне?
– Безусловно, открытие новых воздушных маршрутов сегодня является одним из приоритетов нашей работы. Совместно с МИД Беларуси и посольствами иностранных государств определяются наиболее перспективные и востребованные направления для пассажиров. Планируется в том числе привлекать ближневосточные авиакомпании для выполнения регулярных и чартерных полетов в нашу страну. Ведется работа по организации рейсов из курортных городов Египта в областные аэропорты республики.
В туристическом сезоне «Белавиа» традиционно запустила свои чартерные программы. Этим летом планируется выполнять рейсы в Египет (Шарм-эль-Шейх и Хургада), Турцию (Анталья и Бодрум), Иорданию (Акаба).
Напомню также, что авиакомпания возобновила полеты в Калининград, Казань, Екатеринбург и увеличила частоту рейсов в Алматы, Ереван, Баку, Ташкент, Кутаиси, Стамбул.
– Транспортные ведомства Беларуси и России уделяют большое внимание развитию перевозок между странами. Были сняты все ковидные ограничения на пассажирское железнодорожное сообщение. В какие российские города сегодня курсируют поезда?
– Выполняются пассажирские перевозки между странами по основным востребованным маршрутам как в прямом, так и в беспересадочном сообщении. В настоящий момент курсируют 15 пар поездов международных линий, из которых 9 – формирования Белорусской железной дороги, 6 – Российских железных дорог.
За январь – апрель текущего года объем перевозок пассажиров в международном сообщении железнодорожным транспортом составил около 610 тысяч человек, в том числе с Россией – 560 тысяч.
Пассажиры имеют возможность доехать до Москвы из Минска, Бреста, Полоцка, Гродно и Гомеля. В СанктПетербург – из Бреста, Гомеля и Гродно. Из Минска можно добраться также до Мурманска. К тому же через Беларусь курсируют поезда из Калининграда в Москву, СанктПетербург и Адлер. Белорусская магистраль круглогодично доставляет пассажиров на курорты Краснодарского края – в Сочи и Туапсе.
БелЖД совместно с ОАО «РЖД» продолжает работу по поэтапному возобновлению международного пассажирского сообщения. К примеру, на этот летний сезон назначен поезд из белорусской столицы в Анапу.
– В настоящее время реализуется Государственная программа «Дороги Беларуси», в которой прописаны планы по реконструкции республиканских дорог на текущую пятилетку. Расскажите, какие дороги и мосты ремонтируются сейчас, что намечено на ближайшие годы?
– Продолжается строительство югозападного обхода Могилева – движение по нему планируется открыть уже в этом году. В 2022м начнутся реконструкция автодороги Р53 Слобода – Новосады на участке Смолевичи – Жодино и возведение обхода городского поселка Мир. Эти объекты финансируются за счет кредитных средств Банка развития Республики Беларусь.
Приступим также к реконструкции автодороги Р99 Барановичи – Волковыск – Пограничный – Гродно на участке Зельва – Волковыск, участка дороги Р31 Бобруйск – Мозырь – граница Украины (Новая Рудня) с мостом через реку Словечну, а также подъезда к Лиде со стороны М11/Е 85.
В планах до 2025 года значится модернизация автодорог М-3 Минск – Витебск на участке Минск – Плещеницы, Р-23 Минск – Микашевичи от Солигорска до Старобина, М-8/Е 95 – от Витебска до Орши.
Ведутся переговоры по привлечению китайских инвестиций на реализацию проекта стратегического значения: реконструкцию дороги Р46 на участке Лепель – Полоцк со строительством обхода Полоцка. Это позволит создать кратчайший автомобильный маршрут в СанктПетербург.
Говоря о проведении ремонта мостовых сооружений, необходимо отметить, что расходы республиканского дорожного фонда на эти цели были увеличены на 47 млн рублей. Это позволит нам продолжить реконструкцию 12 мостов, по пяти из них движение откроется в этом году. В целом текущий и капитальный ремонты запланированы на 39 таких объектах. В числе крупных, на которых уже идут строительные работы, – мост через Западную Двину на подъезде к Новополоцку и через Днепр (в рамках возведения югозападного обхода Могилева).
Всего до 2025 года Госпрограммой «Дороги Беларуси» намечено реконструировать 107 мостов и отремонтировать порядка 10 тысяч погонных метров дорожных сооружений.