ЗАСО «ТАСК»

Обеспечиваем устойчивую работу, находим новые возможности

18 мая, 2022

Транспорт называют зеркалом экономики и одновременно ее локомотивом. Реализация инфраструктурных проектов в стране создает условия для торгово-экономического развития, а транспортная доступность, в свою очередь, обеспечивает свободное передвижение товаров. Сегодня одним из приоритетов Беларуси является укрепление дружеских контактов с государствами Евразийского континента. Особое внимание уделяется совершенствованию транспортной деятельности и выстраиванию эффективных логистических цепочек на территории ЕАЭС.
Как стратегическая отрасль белорусской экономики преодолевает последствия ограничительных факторов, обеспечивая стабильную работу, и какие задачи стоят перед транспортниками на ближайшую перспективу – в интервью «Транспортному вестнику» рассказал министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко.

– Ограничение доступа на европейский рынок серьезно повлияло на работу белорусских международных автомобильных грузоперевозчиков. Алексей Николаевич, какие меры поддержки этого сектора предпринимаются со стороны Минтранса и правительства?
– В связи с тем что ситуация на внешних рынках меняется быстро, все решения, направленные на минимизацию негативных последствий, принимаются оперативно и точечно. Главные стоящие перед нами задачи – обеспечить стабильное функционирование отрасли и сохранить трудовые коллективы.
Одним из приоритетных направлений деятельности министерства в настоящий момент является поддержка международных автомобильных перевозчиков. Ставка – на пересмотр схем доставки грузов и создание новых.
Минтранс на регулярной основе проводит переговоры с государствами­партнерами с целью получения для белорусских перевозчиков дополнительного количества разрешений. Кроме того, с рядом стран обсуждаются переход на безразрешительный принцип и возможность задействования на взаимовыгодной основе их транспортно­логистичес­кого потенциала.
Необходимо отметить, что транспортная составляющая принятого в республике комплексного плана поддержки экономики в условиях санкций также предусматривает создание дополнительных мер для выстраивания логистических цепочек в восточном направлении и обес­печение принципа «бесшовности».
Для защиты интересов отечественных перевозчиков правительством принято постановление, в котором прописана четкая схема доставки товаров в Беларусь грузовыми автомобилями, зарегистрированными в ЕС. По территории нашей страны они могут двигаться только до специально установленных мест – для перегрузки или перецепки. Это позволяет обеспечить работой наших перевозчиков в условиях закрытого для них рынка Евросоюза.
Ряд преференций содержится в других принятых документах. Так, в соответствии с подписанным в марте этого года главой государства Указом № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики» решением правительства могут быть изменены сроки уплаты налогов и пошлин (путем предоставления отсрочки либо рассрочки), условия приобретения техники и оборудования по договорам лизинга.
Кроме того, теперь перевозчики имеют право принимать на территории других государств наличную иностранную валюту в сумме до тысячи базовых величин в качестве платы за транспортные услуги.

Все принимаемые решения сбалансированные, направлены на сохранение потенциала и конкурентоспособности отечественных международных автоперевозчиков. В настоящее время Минтранс совместно с профильной ассоциацией продолжает прорабатывать очередные меры поддержки.

– Авиация одна из первых испытала на себе влияние санкционного давления и продолжает функционировать в условиях ограничений. Какие решения позволили стабилизировать деятельность авиационных организаций, как изменились подходы в работе?
– Минтрансом разработан план мероприятий по противодействию введенным в отношении гражданской авиации Беларуси ограничительным мерам. Он направлен, прежде всего, на стабилизацию производственной деятельности и переориентацию экспортных потоков. В частности, предусматриваются разработка нормативных правовых актов по поддержке авиационных организаций, открытие новых воздушных направлений, поиск альтернативных поставщиков иностранных комплектующих авиатехники.
Новая стратегия развития гражданской авиации разрабатывается с учетом постоянно меняющихся условий. Одним из значимых ее моментов является увеличение количества воздушных перевозок в рамках Союзного государства. Сегодня с российскими коллегами обсуждается круг вопросов, направленных на расширение сотрудничества. В их числе – создание равных тарифных условий на аэропортовые и аэронавигационные услуги для авиакомпаний двух стран.
В рамках работы по импортозамещению планируется создание на отечественных предприятиях, занимающихся техническим обслуживанием и ремонтом воздушных судов, производства соответствующих расходных материалов.
Еще один важный момент. По итогам состоявшихся в марте переговоров с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, в которых принимали также участие белорусские авиапредприятия и российская научно­производственная корпорация «Иркут», достигнута договоренность о возможности открытия в Беларуси производства российской авиационной техники.

– Каковы планы по развитию воздушного сообщения в рамках Союзного государства?
– В настоящий момент рейсы между Беларусью и Россией выполняют компании «Белавиа» и «Аэрофлот». Национальный перевозчик намечает открытие новых направлений. В частности, изучается возможность полетов в аэропорт Внуково в Москве, а также Челябинск, Махачкалу и Мурманск. Однако на сегодняшний день расширение маршрутной сети в значительной степени сдерживает необходимость облета южной части территории России – это увеличивает продолжительность большей части рейсов.
Одновременно ведется работа по привлечению российских перевозчиков к выполнению прямых полетов в Беларусь. К примеру, авиакомпания «Азимут» выражает готовность развивать сеть маршрутов из регионов России, в частности Калининграда и Уфы, в Минск.
Авиационными властями Беларуси и России достигнута договоренность о создании рейсов по схеме W: авиакомпании двух стран уже приступили к ее реализации. Так, российский «Азимут» предлагает открыть маршрут Ростов­на­Дону – Минск – Уфа – Минск – Ростов­на­Дону.

– Национальный перевозчик делает ставку на перераспределение полетов в результате смены вектора с западного на восточный. Какие новые направления станут доступны белорусским пассажирам, чем «Белавиа» порадует в этом летнем сезоне?
– Безусловно, открытие новых воздушных маршрутов сегодня является одним из приоритетов нашей работы. Совместно с МИД Беларуси и посольствами иностранных государств определяются наиболее перспективные и востребованные направления для пассажиров. Планируется в том числе привлекать ближневосточные авиакомпании для выполнения регулярных и чартерных полетов в нашу страну. Ведет­ся работа по организации рейсов из курортных городов Египта в областные аэропорты республики.

В туристическом сезоне «Белавиа» традиционно запустила свои чартерные программы. Этим летом планируется выполнять рейсы в Египет (Шарм-эль-Шейх и Хургада), Турцию (Анталья и Бодрум), Иорданию (Акаба).

Напомню также, что авиакомпания возобновила полеты в Калининград, Казань, Екатеринбург и увеличила частоту рейсов в Алматы, Ереван, Баку, Ташкент, Кутаиси, Стамбул.

– Транспортные ведомства Беларуси и России уделяют большое внимание развитию перевозок между странами. Были сняты все ковидные ограничения на пассажирское железнодорожное сообщение. В какие российские города сегодня курсируют поезда?
– Выполняются пассажирские перевозки между странами по основным востребованным маршрутам как в прямом, так и в беспересадочном сообщении. В настоящий момент курсируют 15 пар поездов международных линий, из которых 9 – формирования Белорусской железной дороги, 6 – Российских железных дорог.

За январь – апрель текущего года объем перевозок пассажиров в международном сообщении железнодорожным транспортом составил около 610 тысяч человек, в том числе с Россией – 560 тысяч.

Пассажиры имеют возможность доехать до Москвы из Минска, Бреста, Полоцка, Гродно и Гомеля. В Санкт­Петербург – из Бреста, Гомеля и Гродно. Из Минска можно добраться также до Мурманска. К тому же через Беларусь курсируют поезда из Калининграда в Москву, Санкт­Петербург и Адлер. Белорусская магистраль круглогодично доставляет пассажиров на курорты Краснодарского края – в Сочи и Туапсе.
БелЖД совместно с ОАО «РЖД» продолжает работу по поэтапному возобновлению международного пассажирского сообщения. К примеру, на этот летний сезон назначен поезд из белорусской столицы в Анапу.
– В настоящее время реализуется Государственная программа «Дороги Беларуси», в которой прописаны планы по реконструкции республиканских дорог на текущую пятилетку. Расскажите, какие дороги и мосты ремонтируются сейчас, что намечено на ближайшие годы?
– Продолжается строительство юго­западного обхода Могилева – движение по нему планируется открыть уже в этом году. В 2022­м начнутся реконструкция автодороги Р­53 Слобода – Новосады на участке Смолевичи – Жодино и возведение обхода городского поселка Мир. Эти объекты финансируются за счет кредитных средств Банка развития Республики Беларусь.
Приступим также к реконструкции автодороги Р­99 Барановичи – Волковыск – Пограничный – Гродно на участке Зельва – Волковыск, участка дороги Р­31 Бобруйск – Мозырь – граница Украины (Новая Рудня) с мостом через реку Словечну, а также подъезда к Лиде со стороны М­11/Е 85.

В планах до 2025 года значится модернизация автодорог М-3 Минск – Витебск на участке Минск – Плещеницы, Р-23 Минск – Микашевичи от Солигорска до Старобина, М-8/Е 95 – от Витебска до Орши.

Ведутся переговоры по привлечению китайских инвестиций на реа­лизацию проекта стратегического значения: реконструкцию дороги Р­46 на участке Лепель – Полоцк со строительством обхода Полоцка. Это позволит создать кратчайший автомобильный маршрут в Санкт­Петербург.
Говоря о проведении ремонта мостовых сооружений, необходимо отметить, что расходы республиканского дорожного фонда на эти цели были увеличены на 47 млн руб­лей. Это позволит нам продолжить реконструкцию 12 мостов, по пяти из них движение откроется в этом году. В целом текущий и капитальный ремонты запланированы на 39 таких объектах. В числе крупных, на которых уже идут строительные работы, – мост через Западную Двину на подъезде к Новополоцку и через Днепр (в рамках возведения юго­­западного обхода Могилева).
Всего до 2025 года Госпрограммой «Дороги Беларуси» намечено реконструировать 107 мостов и отремонтировать порядка 10 тысяч погонных метров дорожных сооружений.