ЗАСО «ТАСК»

Объединить усилия в решении задач

13 февраля, 2025

Министерство транспорта и коммуникаций 11 февраля подвело итоги работы в 2024-м и наметило задачи на год текущий. Расширенное заседание коллегии ведомства прошло под председательством министра Алексея Ляхновича в Белорусской государственной академии авиации в Минске. В мероприятии приняли участие заместитель премьер-министра Анатолий Сивак, представители республиканских органов государственного управления, руководители отраслевых предприятий.

Анализ деятельности отрасли в отчетном периоде был представлен в докладе министра транспорта и коммуникаций Алексея Ляхновича. Глава ведомства подчеркнул, что 2024 год прошел под знаком качества, весь потенциал был направлен на повышение конкурентоспособности, техническое переоснащение и улучшение условий труда.

Повестка заседания предусматривала также выступления руководителей подотраслей. Так, заместитель министра Наталья Александрович доложила о результатах работы внутреннего водного транспорта и основных направлениях его развития. Директор Департамента по авиации Игорь Голуб проинформировал о деятельности в сфере гражданской авиации. О принимаемых мерах по обеспечению эффективной работы и стабилизации финансового состояния Белорусской железной дороги сообщил начальник государственного объединения Валерий Веренич. Проблемные вопросы развития пассажирского автомобильного транспорта в Брестском регионе поднял заместитель председателя областного исполнительного комитета Вадим Ольшевский.

С заключительным словом на заседании коллегии выступил заместитель премьер-министра Анатолий Сивак. Он определил направления деятельности транспортного комплекса, на которых следует акцентировать усилия в ближайшее время.

Из отчетного доклада министра транспорта и коммуникаций Алексея Ляхновича об итогах работы транспортного комплекса Республики Беларусь в 2024 году и задачах по дальнейшему развитию

В структуре валового внутреннего продукта Республики Беларусь доля валовой добавленной стоимости по транспортной деятельности выросла с 4,9 до 5,1%. На транспортные услуги приходится 50% объема экспорта услуг страны. Доля инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал составила порядка 8% (рост – свыше 125% к 2023 году).

Уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по транспортной деятельности достиг 2260 рублей (темп роста – 118%), по организациям системы Минтранса – 2379 рублей (увеличение на 21%, что выше республиканского значения почти на 5%).

Во взаимодействии с представителями министерств, государственных комитетов и концернов продолжалась работа по формированию оптимальных логистических схем с задействованием всех видов транспорта с целью обеспечения бесперебойного вывоза белорусской экспортной продукции. Для перевалки грузов в настоящее время задействованы 14 портов Российской Федерации. Совместно с транспортными компаниями обеспечиваются организация и развитие регулярного контейнерного сервиса по доставке отечественных товаров на внешние рынки сбыта, в том числе в Китайскую Народную Республику.

Объем экспортно-импортных перевозок в направлении Китай – Беларусь составил 537,7 тыс. контейнеров (144,3%).

Ратифицировано соглашение с Российской Федерацией о международных автоперевозках, с Пакистаном подписано соглашение о международном автомобильном сообщении. Для белорусских перевозчиков продлен срок действия операций перецепки/перегрузки при доставке грузов из третьих стран в/из Казахстана. Перевозчикам предоставлено право использовать наличную иностранную валюту.

На грузовые автоперевозки от иностранных государств получены 229,6 тыс. разрешений, в том числе государств восточного и южного направлений.

25 января 2024 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров». Его нормы направлены на обеспечение безопасности автоперевозок, создание условий для добросовестной конкуренции и повышение качества предоставляемых услуг. Документом определено создание реестра, в который включаются сведения о перевозчиках, транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях, автомобилях-такси), водителях, диспетчерах перевозок в нерегулярном сообщении, диспетчерах такси.

В области водного транспорта введен в действие Технический кодекс установившейся практики. Для восстановления флота принято Распоряжение Президента Республики Беларусь от 04.12.2024 № 215рп «О финансировании расходов», позволяющее направлять средства внебюджетного инвестиционного фонда Минтранса на его ремонт и оборудование портовой механизации.

С целью развития авиационной отрасли в прошлом году подписаны соглашения о воздушном сообщении с Республикой Сейшельские Острова, Королевством Саудовская Аравия; меморандумы о взаимопонимании с авиационными администрациями Социалистической Республики Вьетнам, Государства Кувейт.

В дорожной деятельности по итогам прошлого года отремонтированы 5,3 тыс. км дорог республиканского и местного значения, а также 6,4 тыс. пог. метров мостовых сооружений на них (или 121 единица). Кроме того, благодаря увеличению объемов работ по ремонту дорожного покрытия количество ямочности на автомобильных дорогах общего пользования снизилось почти в 4 раза, критической ямочности – в 11 раз.

Так, в 2024-м отремонтировано почти 12% республиканских автодорог от их общей протяженности (16 тыс. км). В дальнейшем сохранение набранных темпов ремонтных работ позволит обеспечить своевременную замену изношенного дорожного полотна и стабилизировать ситуацию с образованием ямочности в течение года.

Для выполнения показателей социально-экономического развития и заданий правительства на 2024 год Минтрансом была выстроена матрица задач по совершенствованию транспортной деятельности на основании целевого плана, мероприятий государственных программ «Транспортный комплекс» и «Дороги Беларуси».

Доведенный промышленным организациям отрасли показатель «объем промышленного производства» выполнен на 112% при задании 105%.

В прошлом году обеспечено выполнение целевых показателей по экспорту транспортных услуг и инвестициям в основной капитал.

Экспорт транспортных услуг составил 4,5 млрд долларов США, или 119,6% к 2023 году при задании 105%. Положительные темпы роста обеспечены по автомобильному транспорту (112,4%), железнодорожному (133,8%), воздушному (113,4%).

Рост инвестиций в основной капитал обеспечен на уровне 137,4%, прежде всего за счет активной части. За 2024 год приобретены 2702 единицы грузового железнодорожного подвижного состава. Обновлялся автомобильный и городской электрический пассажирский транспорт: закуплены 695 ТС (9,5% от списочного состава).

Для содержания автомобильных дорог приобретены 893 единицы дорожной и коммунальной техники, в том числе за счет средств республиканского дорожного фонда – 159.

Валовая добавленная стоимость транспортной деятельности за год составила 105,9% к 2023-му. Ее рост обеспечен за счет наращивания объемов грузооборота (101,5%), пассажирооборота (109,1%) и вспомогательной транспортной деятельности (106,4%). Следует отметить, что объемы пассажирооборота ежегодно увеличиваются с опережением прогнозных значений и приближаются к «доковидному» уровню.

2024-й – предпоследний год текущей пятилетки. От реализации мероприятий государственных программ зависят достижения транспортной отрасли за пять лет. На восполнение упущенных потерь прошлых лет остался всего год, и наша обязанность – завершить пятилетку достойно.

По оценке Министерства экономики, в 2024 году работа Минтранса признана эффективной, однако не все резервы исчерпаны. В связи с этим в 2025-м каждая подотрасль с учетом ранее проведенной работы должна выйти на заданные параметры.

В целом по отрасли и организациям системы Минтранса обеспечивался рост выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, сдерживалось увеличение уровня затрат на ее производство и реализацию. Обязанность руководителей организаций – обеспечить эффективную деятельность своих предприятий в целом, а также каждого структурного подразделения и каждого работника.

В Год благоустройства и начала пятилетки качества приоритетами станут создание и поддержание удобной, безопасной, современной и эстетически организованной транспортной инфраструктуры, обновление подвижного состава, цифровизация технологических и бизнес-процессов транспортной отрасли.

Требуется приступить к реализации проектов по скоростному транспортному сообщению из Минска в Национальный аэропорт Минск, модернизации инфраструктуры для развития быстрого и комфортного транспортного сообщения между столицей и городами-спутниками. Продолжится работа по расширению сферы странового взаимодействия и оказания транспортных услуг. Очень важно повысить финансовую устойчивость организаций транспортного комплекса за счет экономии и эффективного использования ресурсов на фоне усиления требований к технологической, исполнительской и трудовой дисциплине.

Уже начата работа по формированию направлений развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2026–2030 годы. Главой государства и правительством перед транспортной отраслью поставлена задача обеспечить в 2025-м рост экспорта транспортных услуг 105,2% к уровню предыдущего года. Инвестиции в основной капитал должны вырасти на 7,8%.

В области железнодорожного транспорта в первую очередь требуется структурное преобразование Белорусской железной дороги с целью обеспечения повышения эффективности работы. Необходимо также обеспечить рост объема контейнерных перевозок не ниже 110% к 2024 году, объем погрузки железнодорожным транспортом – не менее 105,2%.

В сфере автомобильного и городского электрического транспорта продолжится обновление подвижного состава. Для наращивания объемов пассажирских перевозок необходимо уделять постоянное внимание совершенствованию действующей сети, открытию новых маршрутов и сервисов обслуживания.

В области международных автомобильных перевозок, учитывая развитие восточного направления, в текущем году работа направлена на увеличение разрешений для данных перевозок до 190 тыс., в том числе в Китай – до 40 тысяч. Продолжится работа с Ираком, Катаром, ОАЭ, Оманом, Саудовской Аравией по заключению международных соглашений, в том числе на основе безразрешительного принципа. С марта 2025-го законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность выполнения каботажных автомобильных перевозок грузов по ее территории.

Для повышения безопасности, качества организации и выполнения автомобильных перевозок грузовым и пассажирским транспортом предусматривается внесение изменений в законодательство в части видеофиксации выполнения перевозок грузов и пассажиров в регулярном сообщении, а также оснащения грузовых транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации.

По дорожной инфраструктуре объемы строительства будут выполняться в рамках Государственной инвестиционной программы на 2025 год. Предстоит реконструировать 11 объектов республиканского дорожного хозяйства. В приоритете остается устройство цементобетонных покрытий при возведении и реконструкции республиканских автомобильных дорог.

В области водного транспорта деятельность прежде всего будет направлена на совершенствование законодательства, в том числе корректировку Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь. Намечено отремонтировать и модернизировать не менее 15 транспортных и технических средств водного транспорта. Своевременно и качественно проводить путевые работы с целью улучшения судоходных условий, а также работы на гидротехнических сооружениях для обеспечения оптимального водного режима.

Главная задача в сфере воздушного транспорта – привлечение инвестиций, в том числе на увеличение парка воздушных судов, обновление и благоустройство объектов аэродромной и аэронавигационной инфраструктуры, а также дальнейшее наращивание объемов пассажирооборота за счет организации авиарейсов по новым направлениям. Национальный аэропорт Минск и областные аэропорты должны расширять список авиаперевозчиков для повышения эффективности работы.

Таковы основные цели и задачи на 2025 год. Для реализации намеченного требуется повысить ответственность руководителей всех уровней за эффективность выполняемой работы.

Выступая на коллегии с заключительным словом, заместитель премьер-министра Республики Беларусь Анатолий Сивак обратил внимание руководителей отраслевых предприятий и организаций на необходимость сконцентрировать усилия на выполнении показателей целевого плана. В области автомобильных пассажирских перевозок вице-премьер отметил важность проведения дальнейшей работы по обновлению подвижного состава и обеспечению населения надежным транспортным сообщением.

Заместитель премьер-министра отдельно остановился на теме качества.

– Все вопросы, связанные с качеством, должны быть первостепенными. Важнейшим показателем качества в отрасли является безопасность транспортной деятельности, – подчеркнул Анатолий Сивак.

В рамках заседания коллегии проходила выставка, на которой были представлены инновационные разработки.

Статья по данной теме на сайте Минтранса https://mintrans.gov.by/ru/press-tsentr/novosti/item/13545-podvedeny-itogi-raboty-transportnogo-kompleksa-v-proshlom-godu-na-zasedanii-itogovoj-kollegii-mintransa

Фото Виктора ДУЛЕБО