Какие нарушения законодательства в области своей деятельности чаще всего допускают водители маршруток и такси? Что может послужить причиной для изъятия транспортного средства у перевозчика? На эти и другие вопросы ответил заместитель начальника филиала ТИ по г. Минску и Минской области – начальник управления контроля автомобильного транспорта Александр Коваленко.

Одним из направлений деятельности в Транспортной инспекции является проведение аналитической работы с использованием государственного информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», созданного в рамках Указа Президента Республики Беларусь № 32, где содержатся все необходимые сведения об участниках.
– Мы держим ситуацию под контролем, осуществляя профилактические мероприятия и аналитическую работу в сфере автомобильных перевозок пассажиров в регулярном и нерегулярном сообщении. Также проводятся мероприятия технического (технологического, поверочного) характера на предприятиях, – заверил Александр Коваленко.
В числе основных нарушений заместитель начальника филиала называет допуск к выполнению перевозок водителей без прохождения в установленном порядке предрейсовых и иных медицинских обследований перед началом работы, а также выпуск транспортного средства без контроля технического состояния либо с неисправностями, при которых запрещается участие в дорожном движении, оказание услуги с неисправными, выключенными (заблокированными) программной кассой для такси или кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, необоснованный отказ от перевозки пассажира.
– Что касается экскурсионных и так называемых заказных автобусов, чаще всего их водители грешат отсутствием при себе необходимых документов (к примеру, заказа-наряда) и осуществлением регулярных перевозок под видом нерегулярных (в последнее время выявляется крайне редко). Если мы говорим о междугородных, городских и пригородных перевозках пассажиров в регулярном сообщении, то специалисты филиала Транспортной инспекции по г. Минску и Минской области во время проведения контрольных мероприятий выявляют факты невыдачи проездных билетов, провоза пассажиров сверх нормы, установленной заводом-изготовителем, что снижает уровень безопасности и создает угрозу жизни людей, – пояснил наш собеседник.
Если перевозчик не соблюдает нормативные правовые требования, его ждет предусмотренная законом ответственность. В том числе может быть применена такая мера, как изъятие ТС и помещение его на охраняемую стоянку, где автомобиль будет находиться до принятия судом решения по делу об административном правонарушении. Кроме того, ТС может быть конфисковано за незаконную предпринимательскую деятельность.
– При осуществлении автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе такси, без соблюдения действующего законодательства в области транспортной деятельности комиссией филиала по вопросам приостановления, исключения и возобновления нахождения в реестре сведений принимается соответствующее решение. В частности, в отношении водителя приостанавливается нахождение в ресурсе до одного месяца, ТС, автомобильного перевозчика, диспетчера автоперевозок в нерегулярном сообщении, диспетчера-такси – до трех. Возобновление сведений допускается при условии устранения оснований, повлекших приостановление. Поскольку мы непрерывно взаимодействуем с налоговой инспекцией, управлением по гражданству и миграции и ГАИ, то регулярно рассматриваем выявленные случаи нарушения законодательства, которые могут повлечь за собой приостановление нахождения водителя или транспортного средства в реестре, – перечислил возможные последствия нечестной работы перевозчиков Александр Коваленко.
Работники филиала ТИ по г. Минску и Минской области осуществляют контрольные мероприятия как на дороге, так и в кабинете благодаря доступным им базам данных, в которых имеется вся необходимая информация об авто или водителе.
– Специфика нашей работы постоянно меняется, повышая возможности контроля и делая его более оперативным. Это особенно заметно на примере Минска, где сфера перевозок в нерегулярном сообщении, включая автомобили-такси, преобразилась в лучшую сторону. Вполне закономерно, что в вопросе соблюдения законов заинтересованы обе стороны: и перевозчик, который не хочет терять доход из-за штрафов или изъятия ТС, и Транспортная инспекция, осуществляющая контроль за соблюдением законодательства в области транспортной деятельности. Также хочу напомнить перевозчикам и водителям о вежливом и, я бы даже сказал, бережном отношении к пассажирам, ведь комфорт ваших клиентов влияет в том числе и на репутацию каждого из вас, – подвел итог Александр Александрович.
С начала года в экономические суды филиалом Транспортной инспекции по г. Минску и Минской области направлены 127 административных дел по статье 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за незаконную предпринимательскую деятельность.
Реестр в автоматическом режиме контролирует соблюдение участниками рынка требований законодательства. Так, если транспортное средство не имеет допуска к участию в дорожном движении (техосмотра), отсутствует страховка либо у водителя нет права управления ТС, программное обеспечение автоматически сообщает об этом не только диспетчеру, но и пассажиру. Реестр исключил возможность существования в цепочке передачи заказов фирм-однодневок, которые влияли на ценообразование и создавали поле для нарушений.
Диана ХВАЛЬКО, «ТВ»