В прошлом году силами филиала «Автомост» КУП «Гроднооблдорстрой» были выполнены работы на мостах через реки Щара и Лошанка в Слонимском и Гродненском районах соответственно. Оба сооружения введены в строй, приняв на себя транспортную нагрузку.
На км 1,4 автодороги Н-6353 Шиловичи – Чепелево, которая примыкает к М-11/Е 85 Граница Литовской Республики (Бенякони) – Лида – Слоним – Бытень мост через Щару служил верой и правдой с 1976 года. Расположен он вблизи агрогородка Большие Шиловичи, недалеко – Слоним и Жировичи. 48 лет эксплуатации дали о себе знать. Проведенное КУП «Гроднодорпроект» обследование подтвердило необходимость капитального ремонта, который начался в январе 2024-го. На время выполнения работ движение организовали по объездному пути, для пешеходов выделили технологический проход.

Специалисты «Автомоста» сняли прежнее покрытие ездового полотна и частично сфрезеровали его на подходах, разобрали монолитные тротуары, демонтировали перильное и барьерное ограждения. На существующих опорах-стенках восстановили сколы и разрушенный бетон, после чего покрыли их с помощью установки для торкретирования ремонтными составами типа ФАСИ Т700. Отремонтированы струенаправляющая дамба и существующие конусы. Старые металлические тангенциальные и волковые опорные части, подвергшиеся коррозии, заменили полиуретановыми, и служить они будут достаточно долго.

До проведения капитального ремонта мост представлял собой пятипролетную балочную разрезную систему: с двух сторон – по два 24-метровых пролета и между ними – 33-метровый. Главный инженер филиала Дмитрий Карабинский пояснил, что в ходе работ в одну плеть были объединены три пролета – 24, 24 и 33 метра, в другую – оставшиеся два. Производилось это с помощью устройства монолитных надопорных участков на 2-й, 3-й и 5-й опорах. Таким образом, новое сооружение стало двухпролетным с устройством деформационного шва на четвертой опоре. На объекте устроена монолитная накладная плита с монолитными накладными тротуарами, а также двухслойное покрытие из асфальтобетона по новой гидроизоляции техноэластмост «С».

На подходах к сооружению для обеспечения безопасности участников дорожного движения в ночное время суток установлены мачты освещения, а также устроены новые пешеходные дорожки с оцинкованным турникетным ограждением, а на самом мосту – барьерное и перильное оцинкованные ограждения. ДРСУ № 119 (г. Дятлово) КУП «Гроднооблдорстрой» выполнило переустройство асфальтобетонного покрытия, бортового камня на подходах, проложило пешеходные дорожки.
– На объекте все работники филиала трудились с полной отдачей. Особо хотелось бы отметить очень ответственный подход к делу прораба Артема Шакули, бетонщика Олега Безрученко, машиниста компрессора Олега Шидловского, – подчеркнул Дмитрий Карабинский.
На проведение капитального ремонта было выделено 2,7 млн рублей из областного бюджета. Срок дальнейшей эксплуатации моста составит не менее четверти века. По нему могут проезжать транспортные средства до 80 тонн.
Председатель Слонимского райисполкома Геннадий Хомич во время церемонии торжественного открытия поблагодарил строителей и специалистов дорожной службы за выполненную качественно и в срок работу. В свою очередь генеральный директор КУП «Гроднооблдорстрой» Сергей Слинко отметил, что капитальный ремонт моста через Щару – один из примеров того, как серьезно государство относится к дорогам, к безопасности людей, которые передвигаются по ним. В целом на местной сети Гродненской области в прошлом году осуществлены работы на сумму порядка 150 млн рублей, отремонтированы почти 400 участков и сооружения на них.
Предполагалось, что работники филиала «Автомост» в течение года будут задействованы на объекте над Щарой. Однако жизнь внесла свои коррективы. Из-за ливневых дождей, обрушившихся в августе на Гродненщину, был разрушен расположенный недалеко от деревни Кунцевщины мост через реку Лошанку. Построенный в советское время, он был двухпролетным (по шесть метров) плитным. Скорее всего, из-за отсутствия свайных ростверков происходил подмыв крайних и русловых опор. И когда выпало большое количество осадков, они не выдержали, в результате чего сооружение просело на русловой опоре. Чтобы в дальнейшем избежать подобных ситуаций, проектировщиками филиала «Гроднодорпроект» КУП «Гроднооблдорстрой» было принято решение об увеличении габарита и длины искусственного сооружения. Новый мост стал однопролетным балочным протяженностью 21 метр, в сечении – четыре балки.
Три с половиной месяца велись ремонтные работы.

– Крайние опоры выполнены на свайных ростверках. После забивки свай сооружены новые насадки, устроены монолитные заборные стенки во избежание подмыва самих опор, что, несомненно, увеличит долговечность объекта. Сооружены новые подферменники, смонтированы балки пролетного строения, – рассказывает Дмитрий Карабинский. Специализированная организация «Азотспецтранс» оказала помощь в монтаже балок краном грузоподъемностью 220 тонн. Устроены новые монолитные тротуары, по выравнивающему слою – гидроизоляция типа техноэластмост «С» и двухслойное покрытие из асфальтобетона, а также оцинкованные перильное и барьерное ограждения. Филиал «Гроднодорожник» КУП «Гроднооблдорстрой» выполнил переустройство подходов к сооружению.

Ремонт завершился в декабре. Как отметил заместитель председателя Гродненского облисполкома Андрей Жук, дорожные строители в кратчайшие сроки восстановили объект благодаря тому, что одновременно велись и само строительство, и проектно-изыскательные работы.
В течение прошлого года силами «Автомоста» также производилось обустройство барьерного ограждения для подразделений КУП «Гроднооблдорстрой», которые проводят текущий ремонт искусственных сооружений. На различных объектах, в основном на подходах к ним, их установлено более 3 км, в том числе 305 метров на мосту через реку Лидейку на автодороге Йодки – Дубровня – Тябы, 264 метра – на Почебуты – Жорновка, 660 метров – Центели – Каменный Лог – граница Литовской Республики.
В настоящее время начаты работы по капитальному ремонту моста через реку Туровку, который находится на Н-6913 Щучин – Давлюдовщина в городской черте Щучина. Строители приступили к разборке старого сооружения. Рядом с ним устроят временный пешеходный мост для удобства передвижения жителей.
Габарит нового сооружения увеличится. Добавятся сваи, будут устроены новые насадки и ригель на второй промежуточной опоре, а также заменены плиты пролетного строения. Завершить капремонт планируется в марте-апреле.
Светлана СМОЛЕЙ, «ДБ»