Очередная ферма возводится на Припяти. Не животноводческий комплекс. Речь – о конструкции Мозырского моста, ремонт которого начался в ноябре 2023 года и рассчитан на 25 месяцев. Заказчик – РУП «Гомельавтодор», проектная организация – государственное предприятие «Белгипродор», генподрядчик – ОАО «Мостострой».





После длительного демонтажа, когда почти до основания была разобрана постройка 1958 года, идет процесс возведения практически нового сооружения – вторая очередь работ. Самый длинный – более 920 метров – и один из наиболее сложных по конструкции мост разделен на мозырскую сторону (правый берег) и калинковичскую (левый). Правая часть представляет собой низину котлованного типа с кучами песка и торчащими, вбитыми глубоко в землю шунтами, обрамляющими рабочую зону как со стороны холмистой суши, так и с воды. В глаза бросаются больших размеров (около 10 метров в высоту) пять готовых опор из шести на правой стороне. Всех их на мосту – 27!
Эти мощные монументальные сооружения, напоминающие элементы древнеримского Колизея или питерских архитектур, пока не являются держателями фермы-каркаса и ездового мостового полотна ввиду отсутствия таковых. Но недалек час, предположительно к концу года, они подставят свое крепкое и надежное плечо железобетонной переправе через норовистую и глубокую в этих местах Припять.
Трудовая борьба строителей за переброс моста через полесскую Амазонку для соединения двух важных районов Гомельской области – Мозырского и Калинковичского – идет уже 500 дней. По сооружению расстояние между городами составляет около 10 км, а с объездом – все 40. Почувствуйте, как говорится, разницу и во времени, и в потере экономической выгоды.

– Местные тик-токеры буквально пошагово снимают на видео процесс строительства моста с верхних этажей жилых домов, выкладывая в сеть отчеты о проделанной нами работе. Им сверху видно, что и как надо делать, – улыбаясь, вступил в разговор Александр Ищенко, начальник строительного участка брестского мостоотряда № 58 – филиала ОАО «Мостострой». – С первых дней на этом сложном, но важном объекте трудятся вахтовым методом 60 представителей нашего мостоотряда, причем на двух берегах. Бетонщики, плотники, электрогазосварщики, водители, машинисты гусеничных тракторов и экскаваторов – представители всех видов профессий задействованы здесь. На мозырском берегу работаем только мы, брестчане, а на калинковичском трудятся еще и смежники из гомельского МСУ № 4 и минского МСУ № 6 «Мостостроя». Здесь, на мозырской стороне, роем котлован под шестую, последнюю опору. С апреля планируем монтировать балки пролетных строений. Иногда дело усложняется тем, что происходят подтопления. Припять – река капризная и по геологии непростая. Большие паводки принесли сюда много мусора и даже камней-валунов. Прошлой весной был незначительный в сравнении с другими местами разлив Припяти, но сильное течение смывало песок с обсыпанных рабочих площадок. Трудно было вбиваться в реку со шпунтами и другими оградительными конструкциями. И тогда, и сейчас огромную помощь нам оказывает флот Белорусского речного пароходства, предоставивший буксир и баржу, на которой мы устанавливаем технику для производства работ в русле реки. Вдобавок ко всему буксир таскает баржу со стройматериалами, другими грузами и переправляет строителей. Всем миром, как говорится, вбиваемся в Припять, отвоевывая опору за опорой, пролет за пролетом в общем деле возведения стратегически важного транзитно-транспортного объекта.




Основные силы мостостроителей брошены на левую, калинковичскую сторону, где и расстояние побольше, и объем – 21 опора. Здесь объект действительно возводится в режиме нон-стоп. В курс дела нас вводит прораб гомельского филиала «МСУ № 4» ОАО «Мостострой» Владимир Полуян:

– На 27-й опоре производится устройство монолитных участков гибкой плиты под подпорную стенку. Укладывается и укрепляется ездовое полотно, основу которого составили цельные 33-метровые балки, привезенные из Фаниполя, где их изготавливают на заводе железобетонных мостовых конструкций – структурном подразделении ОАО «Дорстройиндустрия». Рабочие замоноличивают и армируют стыки. Бетонного полотна на практически новом мосту уложено метров 400. Более того, установлены шесть пролетов по 33 метра – 198 метров заборного ограждения. Металлические звенья цинкуются на Речицком метизном заводе. С мостового подхода лежат новые мачты освещения, в свободное время их начнут потихоньку устанавливать, пока не к спеху. Складированы трубы для прокладки высоковольтных кабельных линий.



У прежнего сооружения габарит был Г-7, который не соответствует по нынешним меркам даже третьей категории дороги. Новый мост доведен до Г-10. Это означает, что расстояние от одного колесоотбойного бруса до другого составит 10 метров. Из них две полосы движения для транспорта – по 3,5 метра. Ширина пешеходной дорожки с одной стороны – метр, с другой (плюс велосипедная) – три. С примостовой стороны предусмотрен лифт. Для обзора живописных припятских ландшафтов оборудуется смотровая площадка. Мост снабдят вечерней подсветкой, – завершил строительный экскурс наш собеседник.
На площадку по возведению Мозырского моста мы приехали вместе с представителями специализированной инспекции Департамента контроля и надзора за строительством. Начальник отдела Андрей Кубышта дал такую оценку:

– В ходе первой очереди демонтажа были осуществлены 11 мероприятий контроля производимых на объекте работ. Изначально много времени уделялось проверке на соответствие заявленной технической, проектной документации с реальными сметами и расчетами, осуществляемыми на практике. Вторая очередь строительства моста через Припять по существующему следу проходит в контролируемом рабочем режиме, без грубых нарушений техники безопасности, с исполнением предписаний и замечаний.
Тамара ХАМИЦЕВИЧ, «ДБ»