Почти 53 года назад в городе Мосты Гродненской области был открыт подвесной пешеходный мост, ставший главной местной достопримечательностью. Загорелся идеей его строительства тогдашний генеральный директор «Мостовдрева» Евгений Радкевич. В небольшом населенном пункте в те годы действовали не предназначенный для передвижения пешеходов железнодорожный мост и понтонный. Но каждую весну, чтобы льдины не повредили сооружение, понтонный разводили. Горожане с левого берега Немана добирались лодками. Руководитель решил помочь и работникам предприятия, и местным жителям. Ранее он трудился на Севере и не только видел, как соединяют подвесными мостами берега бурных рек, но и принимал в этом самое активное участие.



Подвесной пешеходный мост проектировали и строили работники ПДО «Мостовдрев». Евгений Радкевич руководил всеми процессами. В теплое время 1971-го были возведены пилоны, закреплены тросы. Зимой же на 30-сантиметровом льду Немана собрали сам пролет. Торжественное открытие состоялось 28 апреля 1972 года.
В 1995-м был произведен капитальный ремонт моста. Однако со временем конструкции уже перестало хватать прочности – сооружение несло нагрузку 200 кг на квадратный метр, хотя по нынешним нормативам она должна быть вдвое больше. Поэтому решили устроить над Неманом новый подвесной мост из современных материалов с сохранением всех конструктивных элементов.
Капитальный ремонт сооружения в парковой зоне Мостов начался в мае прошлого года. Заказчик – УКС Гродненского облисполкома, проектная организация – ГП «БелдорНИИ», подрядная – МСУ № 7 ОАО «Мостострой».
Как рассказал прораб седьмого мостостроительного управления ОАО «Мостострой» Андрей Мазейка, на объекте постоянно заняты порядка 15 человек. Сначала рядом со старым сооружением построили полуостров и эстакаду, чтобы туда могли заехать кран и автовышки для разбора прежней конструкции. В ходе работ демонтировали старые балки жесткости, два пилона на второй и третьей опорах, фундаменты, убрали анкерные опоры. Весь железобетон пришлось удалить. Затем забили сваи, сделали анкерные опоры. На новые фундаменты установили прежние пилоны, усилив элементами из металла.
– После нас ожидало самое интересное. Предстояло повесить специально изготовленные в Китае канаты: каждый – диаметром 52 мм и весом пять тонн, а высокую прочность и долговечность им обеспечивает сердечник из 98 разного вида проводок. Чтобы все восемь канатов включить в работу, использовали конструкцию «замок», в которой они переплетаются, переходя с верхней пары на нижнюю, – поясняет специалист. – Со строительством никаких сложностей нет. Но поначалу проектировщикам мы задавали вопросы, ведь впервые строим пешеходный мост уникальной конструкции.
Проверив высотное положение канатов, мостостроители приступили к сборке балки жесткости – это пешеходная часть сооружения. 17 секций подвесили на канаты, и сейчас ведется их стыковка болтовым соединением в нижнем поясе и сварочным – в верхнем. В середине февраля процесс будет завершен. Затем предстоит выполнить устройство настила из террасной доски.
– По центру моста в шахматном порядке через шесть метров друг от друга установим три элемента из стекла, каждый – шириной 800 мм и длиной три метра. Те, кто не пожелает ощутить всплеск адреналина от прозрачной основы под ногами на высоте 12 метров над водой, сможет идти по той половине настила, где доски, – обращает внимание Андрей Мазейка.


В настоящее время на левом берегу Немана мостостроители обустраивают лестницу и пандус для пешеходов, велосипедистов и людей с ограниченными возможностями передвижения. Инженер-геодезист Валерий Надудик выставляет плановое положение проектной оси на фундамент – появляется светящаяся красная точка. В данном случае по этой оси смонтируют стойку лестничного схода. Бетонщики и другие специалисты по выставленным точкам возводят все конструкции. После проводится геодезический контроль. Начнут монтировать стойки – нужно будет смотреть отклонение по вертикали. Весь рабочий день осуществляется геодезический контроль оси фундаментов, конструкций мостового полотна, высотное положение их и других элементов.
В это время с внешней стороны моста, стоя на гидроподъемнике, монтажник Игорь Горбач аккуратно подкрашивает стыковочные узлы секций. В седьмом мостостроительном он – пятый год. Признается, что когда-то очень давно пришлось привыкать находиться на высоте: работа сложная, но в то же время монотонности не бывает, ни один день не похож на другой, к тому же и оплачивается хорошо. Главное – трудиться ответственно.

– Мост – наш задел в будущее, – подчеркивает бетонщик Александр Борушко. По этой специальности он работает более 20 лет, имеет смежные профессии стропальщика, пескоструйщика. – В МСУ № 7 – больше года. Быстро влился в коллектив, условия хорошие. На вахты приходится полгода, организация снимает жилье.

– Строил мосты на автодорогах М-6, М-5, М-2, в Витебске, Могилеве, Славгороде, Добруше, Слуцке, возле Минска и в других населенных пунктах. Я – за созидание: очень важно оставлять после себя что-то красивое и нужное людям, – отмечает крановщик (он же – стропальщик, водитель, машинист автокрана) Вячеслав Слижевский.

Для техника МСУ № 7 Тамары Калетинской этот объект особенный. В Мостах прошли ее детство и юность:
– Поэтому строю пешеходный мост не только для других людей, но и для себя. Много воспоминаний связано с этим местом. Здесь был причал для лодок, а они тогда имелись практически у всех жителей. Когда возвели подвесное сооружение, часто ходили по нему на пляж, расположенный на левом берегу реки. Раньше для «Мостовдрева» дерево доставляли плотами, и возле них мы учились плавать.
Задачи специалиста – входной контроль продукции, ведение специальных журналов, сотрудничество с авторским и техническим надзорами, составление актов на скрытые работы, к примеру, котлован выкопали – затем засыпали. Она – единственная женщина на объекте.
– Команда подобралась дружная, все помогают друг другу, – подчеркивает наша собеседница. – Очень грамотные мастера, прорабы и главный инженер. Их характеризует хорошее белорусское слово «самаадданыя».
Тамара Павловна в МСУ № 7 – полтора десятка лет. По возрасту – быть на заслуженном отдыхе, но ее приглашают на большие объекты. Командировкам рада, так и объездила всю страну. Вот и сейчас по завершении ремонта автомобильного моста в Правых Мостах сразу перешла на подвесной пешеходный. Ей нравится быть причастной к строительству таких сооружений, потому что это живая работа на объекте, с людьми, а также видеть красивые уголки Беларуси, ближе узнавать жителей из разных мест.



Габариты нового сооружения не изменились: длина – 192,8 метра, ширина пешеходной части – 1,6 метра. Правый берег Немана в месте строительства на восемь метров выше левого. Глубина реки здесь – всего около двух метров, летом – даже полтора. Первый деревянный пешеходный мост в Мостах был с провисом, следующий – прямой, нынешний – со строительным подъемом. Как объяснил главный инженер проекта ГП «БелдорНИИ» Виталий Бобков, под нагрузкой сооружение прогибается, поэтому ему специально придали такие очертания, чтобы оно выглядело наиболее эстетично:
– Для такой длины пролета здесь небольшая высота пилонов. Поэтому мост – двухцепной системы с верхними и нижними канатами, что для прогибов лучше. Для подобных сооружений самое худшее, когда оно не полностью загружено, а очень много людей находится на одной его половине. Тогда мост начинает перекашивать. И вот эти полуарки хороши именно для такого сочетания нагрузок и общего восприятия. Когда в горах строят аналогичные объекты, там, где рельеф местности позволяет, канат идет сверху и снизу. В данном случае такого сделать не можем, поскольку высота пилонов маленькая.
Мостостроителям в дальнейшем предстоит разобрать все вспомогательные сооружения – эстакаду и полуостров, благоустроить берега с прилегающими территориями. Плитка украсит анкерные опоры.
На левом берегу Немана городские власти планируют благоустроить пляж, проложить велосипедные дорожки. Там же находятся тропа здоровья, дубовая роща, где любят отдыхать горожане.
Новый большой висящий однопролетный пешеходный мост для туристов и местных жителей станет местом притяжения в любое время суток. Ночью в иллюминации можно будет рассмотреть пилоны, балку жесткости, канаты и каждую подвеску – на уникальном сооружении предусмотрены порядка 450 светильников.
Торжественное открытие намечено на 28 апреля, именно в этот день в 1972 году открыли в Мостах первый подвесной пешеходный деревянный мост.
Светлана СМОЛЕЙ, «ДБ»