ЗАСО «ТАСК»

На «полюсе холода»: как городокские дорожники подготовились к зиме

13 декабря, 2024

Городокский район уже давно прозвали белорусским «полюсом холода». О местных погодных реалиях даже шутка ходит: когда на Полесье уже вовсю сажают картошку, на Городокщине еще топчут валенками сугробы. Снег в этих краях, впрочем, не единственная «северная» составляющая. Это еще и самое холодное место в стране – метеостанция фиксировала здесь белорусский рекорд: 41,5 градуса мороза. На суровые зимы указывает даже топонимика окрестных деревень: Студенка, Меховое, Морозово, Дрожаки… Естественно, подобные обстоятельства вносят свои особенности и в работу дорожных служб.

Подсыпка и очистка дорог проводится вплоть до отдаленных деревень

– В последние годы зимы стали мягче, – отмечает начальник филиала «Городокское ДРСУ № 106» КУП «Витебскоблдорстрой» Алексей Кузьмич. – Но мы всегда готовимся к худшему развитию событий. Здесь помнят снег в сентябре и морозы за минус 40. И, что бы ни случилось, надо обслуживать около 932 км автомобильных дорог. А еще на балансе – 58 мостов, водопропускные трубы общей протяженностью более 17 тыс. пог. метров, 98 автопавильонов и 198 посадочных площадок. Фронт работ внушительный. Очень много населенных пунктов, где постоянно проживает небольшое число людей. Но дороги к ним все равно нужно содержать в порядке – автолавка должна по графику доставлять продукты, в случае острой необходимости проехать машина скорой помощи. Еще в районе – 162 озера, куда едут рыбаки. В общем, работы хватает, но коллектив, состоящий из 60 человек, успешно справляется с поставленными задачами. На данный момент заготовлено 70% планируемого объема песчано-соляной смеси. Очередные поставки намечены в текущем месяце. Дело в том, что наша площадка для хранения ПСС небезразмерная. Весь годовой запас туда за раз не войдет. К тому же есть опасность, что заготовленные в большом количестве противогололедные материалы не понадобятся, а потом утратят свои свойства. Поэтому предприятие ведет планомерную заготовку в течение сезона. На линию уже выходят четыре машины с пескосолераспределителями. Недавно восстановили еще одну. Также в нашем распоряжении – 13 единиц снегоочистительной техники: три автогрейдера, столько же прицепных грейдеров и тракторы МТЗ с передними лопатами. Имеются два фронтальных погрузчика. В случае острой необходимости нам помогут техникой и людьми СУП «Северный», птицефабрика «Городок», иностранное предприятие «Детскосельский» и Городокский государственный аграрно-технический колледж – с ними заключены соответствующие договоры. Для устранения критической ямочности при отрицательных температурах имеются холодные смеси (СОМС).

Тяжеловесные лесовозы наносят ущерб грунтовым и гравийным дорогам, на что сетуют местные жители

В зимнее время в Городокском ДРСУ № 106 центральное место отводится диспетчерской. Там внимательно следят за изменением погодных условий и знают, когда и куда в первую очередь направлять технику.

– Графики по подсыпке и очистке дорог согласуются с расписанием общественного транспорта, учреждениями образования, в которые из отдаленных деревень детей доставляют школьные автобусы, потребкооперацией, другими социальными службами, – поясняет Алексей Кузьмич. – У диспетчера – вся информация, и он принимает решения, исходя из первостепенной необходимости. Периодически в диспетчерскую обращаются и граждане района, указывающие на недостатки в том или ином месте. Их мнение тоже учитывается.

Пока ни серьезных морозов, ни снега в Городокском районе не видели. Температура воздуха колеблется около нулевой отметки. А потому чаще звонят о разбитых грунтовых и гравийных дорогах, по которым затруднен проезд. Как правило, это происходит в местах, где ведется заготовка древесины – проезжая часть быстро разбивается лесовозами. Кстати, в районе только 238 км местных дорог имеют асфальтобетонное покрытие. В нынешнем году «переодели» гравийку Залучье – Прудники протяженностью 2,3 км. Она примыкает к Р-115 и ведет в достаточно крупный населенный пункт, расположенный рядом с озером Лосвидо. Местные жители раньше постоянно жаловались на покрытие, ремонтировать которое уже было нецелесообразно.

– Руководство страны поставило задачу соединить дорогами с асфальтобетонным покрытием райцентр со всеми агрогородками, – продолжает тему Алексей Кузьмич. – В Городокском районе статус агрогородка есть у девяти населенных пунктов. И лишь один из них – Степановичи – не имеет сплошного сообщения по дорогам с асфальтобетонным покрытием с райцентром. В следующем году на гравийном участке длиной 3,8 км будем укладывать асфальтобетон.

Для подведения общих итогов года еще время не пришло, но в целом городокские дорожники сработали успешно. Текущий ремонт выполнен на общей протяженности 36 км. Обновили песчано-гравийное покрытие на участке Городок – Заречье, асфальтобетонные – на дорогах Городок – Селище, Городок – Полово, Гурки – Рудня – Газьба и Прудники – Остравляне – Байцерово. Проведены благоустройство и текущий ремонт свыше десятка придомовых территорий в Городке, Полоцке и Новополоцке.

На полную мощность работал и собственный асфальтобетонный завод в деревне Хомяково.

– Оборудование там тоже не самое новое, но позволило полностью обеспечить себя асфальтом, хотя потребности в нем значительно возросли по сравнению с предыдущими годами, – подчеркивает руководитель. – В день производилось до 400 тонн сырья.

Нынешние финансовые вливания в районную сеть радуют местных дорожников. Они в свою очередь с задачами справляются, но испытывают острую нехватку техники: требуются замена десятка единиц с истекшим сроком службы, покупка современных машин. Недавно получили новый 20-тонный МАЗ, однако этого недостаточно. Перспективы развития видятся…

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ДБ»