ЗАСО «ТАСК»

НА КРЕВО – В СПЕЦОВКЕ ЦВЕТА ОСЕНИ

23 октября, 2025

Текущий ремонт автодороги Р-95 Лынтупы – Свирь – Сморгонь – Крево, который проходит в настоящий момент на км 91 – км 94,910, как всякое подобное мероприятие, должен был бы вносить некий хаос в дорожное движение. Однако есть у ДЭУ № 57, вернее, у его линейной дорожной дистанции из Сморгони, один отработанный прием, позволяющий взять ситуацию под полный контроль, тем самым обеспечивая безопасность как себе, так и всем проезжающим мимо.

Кроме привычных временных знаков, дорожники из Сморгони используют на объекте мобильные светофоры, работающие в заданном интервале, заранее просчитанном инженером, исходя из протяженности обслуживаемого участка. Как следствие, регулируется поток машин, и каждая из сторон успевает подготовиться, чтобы держать необходимую дистанцию. Люди в форменной одежде выполняют свои обязанности в отлаженном ритме, сводя к минимуму помехи для движения автомобилей.

Собственно, с этого и начинается очередной трудовой день: из машины прикрытия рабочие достают два долговязых желтых металлических светофора на колесиках, которые выставляются в начале и конце делянки, где будут укладывать асфальт. Пару нехитрых манипуляций с настройками и аккумуляторными клеммами, и под строгим красным глазом портативного регулировщика робеют даже ушлые лихачи.

Пока асфальтоукладчик, позаимствованный у ДСУ № 28, вместе со свитой из катков дожидается МАЗа с АБЗ «Жупраны», доставляющего асфальтобетонную смесь, вовсю идет подготовка. Необходимо сделать незаметный и прочный переход от вчерашнего покрытия к запланированному на сегодня, для чего дорожной фрезой формируется поперечный стык. Ответственный за производство работ на объекте начальник линейной дорожной дистанции № 573 Игорь Стешенок комментирует происходящее:

– По завершении мы сглаживаем перепад высот, чтобы водителям было комфортно при съезде – и так каждый день. Асфальтоукладчик новый, отлично справляется со своими функциями. Работать с хорошей техникой – себе в удовольствие и делу на пользу.

Асфальтоукладчиком управляет Александр Ярмакович из ДСУ № 28. Трудовой стаж мужчины в настоящей должности начался в 1998 году. Признается, что поначалу хотел лишь примерить на себя амплуа водителя специфической техники, но как-то затянуло на 28 лет. Уже подумывает о пенсии, ведь машинисты его профиля выходят на заслуженный отдых чуть раньше. Оно и понятно: самая страда у дорожника летом, когда солнце присоединяет свой изнуряющий зной к высоким температурам асфальта, где 160 °C – оптимальная для качественной укладки величина.

Светофоры, отстоящие друг от друга на расстоянии в 400 метров, фукционируют исправно: если зеленый сигнал горит лишь 18 секунд, то красный задерживает движение на две с половиной минуты.

– Эти приборы нас здорово выручают – раскидывают потоки: машины по пяткам не ездят, производительность повышается. Да и особенная потребность в автомобиле прикрытия, который обеспечивает работающим на дороге безопасность, при наличии мобильных светофоров теряет свою значимость, – объясняет Игорь Стешенок.

Наблюдаем, как дорожники после подготовки поперечного стыка пылесосят поверхность, выметая воздухом строительный мусор. Оказывается, асфальтобетонная смесь проявляет свои лучшие адгезивные качества лишь в условиях чистоты. Это вклад в будущую долговечность и эксплуатационные характеристики покрытия. На совесть работают парни в спецовках цвета осени, с душой подходят к своему делу…

– Ранцевая воздуходувка – хороший и нужный инструмент в нашем арсенале, – подыгрывает любознательности корреспондента начальник дорожной дистанции. – А еще за нами всюду следует автомобиль с бочкой – для обеспечения катков запасом воды, чтобы асфальтобетонная смесь не прилипала к вальцам, накрепко спаивалась с существующим покрытием. Работу на данном объекте мы начали 15 сентября нынешнего года: прошлись фрезами по старому износившемуся полотну на отрезке в 4 км. Наш заказчик – РУП «Гродноавтодор», проектная организация – ООО «Эталон-проект». Обозначенный участок проходит по Сморгонскому району Гродненской области, дорога относится к четвертой категории. Задачей текущего ремонта является устранение дефектов дорожной одежды с доведением уклонов до нормативных. А также ремонт съездов и въездов: в асфальтобетоне – 17 штук, в песчано-гравийном исполнении – 9. Ремонт и переустройство водопропускных труб – аналогично в зоне нашего внимания. На всем протяжении делянки проектом предусмотрен ремонт проезжей части шириной от 7 до 9,1 метра. При этом ширина обочины, укрепленной асфальтобетоном, составляет от 0,5 до 1,5 метра – все ради удобства и безопасности передвижения пешеходов и велосипедистов. Дороги общего пользования нуждаются в более частом обслуживании, поскольку идет интенсивный износ поверхности. Текущий ремонт раз в несколько лет позволяет содержать проезжую часть в приемлемом для пользователей состоянии.

Линейная дорожная дистанция № 573 в обычном рабочем режиме старается обходиться своими силами, но когда идет укладка асфальтобетона, то тут без сторонней помощи никак не обойтись. На участке автодороги Р-95 Лынтупы – Свирь – Сморгонь – Крево энтузиазм сморгонских коллег поддерживают рабочие из ДСУ № 28, поскольку их предприятие выиграло тендер. Всего в общей сложности 20 человек справляются с заданными сроками и даже опережают план. Пока горит на небосводе солнце, они усердствуют на проезжей части.

Владимир Мингинович в ДЭУ № 57 работает водителем погрузчика, общий стаж в дорожной сфере – более 20 лет. Игорь Стешенок представляет данного сотрудника как одного из достойнейших людей, с которыми приходилось делить хлеб дорожника.

– При работе с техникой для хорошего результата необходимы талант и творческий подход. Человеческий фактор влияет на итог в большей мере, чем техника, поэтому способные кадры с богатым опытом – наше все, – говорит начальник ЛДД.

Когда о тебе так отзывается начальство, то это, пожалуй, окрыляет и вдохновляет.

– Я получил профессию тракториста-машиниста в Ошмянах, так что работаю в соответствии с квалификацией, – рассказывает о себе Владимир. – Сначала два года трудился на фрезе и уже более 10 лет управляю погрузчиком. А привлек меня на это поприще швагер. В семье нас, ребят, было пятеро, я младший. Смотрел на старшего брата, который учился на тракторе, и сам решил попробовать. Труд дорожника здорово испытывает на выносливость, закаляет характер. Зимой, к примеру, более половины рабочего графика выпадает на ночное время. Но я уже адаптировался. Сюда, в Сморгонь, позвали, чтобы помог укреплять обочины: главный этап уже идет к концу, наступает пора завершающих общую картину штрихов.

Контроль текущего ремонта на всех стадиях осуществляют не только местные руководители: из уже уложенного асфальтобетонного покрытия изымают образцы, так называемые вырубки, чтобы в специальных лабораториях оценить качество и результат усилий множества человек, причастных к дорожному делу, дать экспертную оценку. И все с прицелом на перспективу: чтобы дорога была крепкой, надежной и движение по ней не только отличалось безопасностью, но и добавляло ярких эмоций к сочным краскам осеннего дня.

Светлана ЯРОШЕВИЧ, «ДБ»