ЗАСО «ТАСК»

МОТИВАЦИЯ НА ПОПОЛНЕНИЕ

24 апреля, 2025

На заседании Республиканского комитета БелПрофТранса подвели итоги работы в прошлом году, наметили задачи на текущий. Информацию о социально-экономическом положении транспортной отрасли до участников форума довел начальник главного управления экономики и финансов Минтранса Артем Симоненко.

Важнейший итог минувшего года – создание 47 новых первичек. В лидерах – Витебская, Минская и Брестская областные организации. В 2025-м профсоюз уже пополнился 18 новыми ППО. Работа продолжится без снижения темпов, причем особое внимание будет уделяться мотивации профсоюзного членства и заключению коллективных договоров, подчеркнул в своем выступлении председатель отраслевого профсоюза Владимир Федорович.

Всего в отрасли сегодня действуют 325 коллективных договоров, причем 98 из них заключены именно в прошлом году. Они распространяются на 774 организации. Поддержку и социальные гарантии получают 184 тыс. человек.

В отчетном периоде членам профсоюза была оказана материальная помощь в размере 6,5 млн рублей. Безвозмездная спонсорская поддержка составила около 240 тыс., адресная социальная ветеранам и неработающим пенсионерам – 207 тыс., материальная помощь детям к школе – 729 тыс. рублей.

На постоянном контроле – вопросы соблюдения законодательства о труде, в том числе несвоевременной выплаты заработной платы. В 2024-м выявлены 13 таких фактов. К окончанию календарного периода задолженность полностью погашена.

Правовые инспекторы в прошлом году осуществили общественный контроль в 305 организациях отрасли, выявили около тысячи нарушений, 90% их устранено. Благодаря усилиям правовой инспекции труда работникам возвращены незаконно удержанные либо не выплаченные нанимателями денежные средства в размере почти 406 тыс. рублей. По заявлениям членов профсоюза подготовлены 14 процессуальных документов, 12 трудовых споров разрешены в досудебном порядке.

Правовые инспекторы дали более 600 консультаций, провели 24 семинара в рамках обучения и популяризации правовых знаний. Одна из приоритетных задач – максимальный охват общественным контролем организаций частной формы собственности.

Технической инспекцией труда проведено свыше тысячи проверок и мониторингов, выявлено 6320 нарушений. Большинство были своевременно устранены.

В прошедшем году зафиксированы 32 несчастных случая на производстве (на пять меньше, чем в 2023-м). Наибольший уровень производственного травматизма – на предприятиях автомобильного транспорта коммунальной формы собственности. По рекомендациям технических инспекторов труда приостанавливалась эксплуатация около 150 единиц оборудования, потенциально опасного для здоровья и жизни работников.

Анализ показывает, что наниматели не всегда предпринимают должные меры для обеспечения требований безопасности, установленных законодательством по ОТ. Однако в ряде случаев есть вина и потерпевших, которые нарушали трудовую и производственную дисциплину, инструкции или находились на рабочих местах в состоянии алкогольного опьянения.

Профсоюзным комитетам и общественным инспекторам по охране труда поставлена задача повышения эффективности общественного контроля.

Отдельно руководитель БелПрофТранса остановился на спортивно-массовой работе. В 2024-м проведено около тысячи физкультурно-оздоровительных мероприятий, в которых приняли участие более 22 тыс. членов профсоюза. На 19-й республиканской межотраслевой спартакиаде профсоюзов команда нашего отраслевого профсоюза заняла пятое место.

Большое внимание уделяется информационной работе. В прошлом году сайты БелПрофТранса, областных и объединенных отраслевых профорганизаций посетили свыше 140 тыс. пользователей. У телеграм-канала – более 1400 подписчиков.

– Мы продолжаем двигаться вперед и выбираем стабильность, благополучие, патриотизм, традиционные ценности и качественный труд на своих рабочих местах, – подчеркнул председатель отраслевого профсоюза Владимир Федорович.

О работе транспортного комплекса участников заседания проинформировал начальник главного управления экономики и финансов Минтранса Артем Симоненко. В 2024 году в структуре ВВП республики доля валовой добавленной стоимости по транспортной деятельности выросла с 4,9 до 5,1%. Экспорт транспортных услуг достиг 4,5 млрд долларов США (119,6% к 2023-му) и составил половину совокупного объема экспорта услуг страны. Динамика роста инвестиций в основной капитал превысила 137%. Грузооборот увеличился на 11,5%, пассажирооборот – на 9%.

Совместно с транспортными компаниями обеспечены организация и развитие регулярного контейнерного сервиса по доставке продукции отечественных предприятий на внешние рынки сбыта. Рост объемов контейнерных перевозок Китай – Беларусь и в обратном направлении составил 144,3%. Для обработки белорусских грузов в настоящее время задействованы 14 портов России.

Наши международные автомобильные перевозчики транспортируют грузы по территории 14 государств. Растет количество разрешений, в том числе получены дополнительные – грузинские, казахстанские, китайские, монгольские, российские, турецкие.

Отношения в области пассажирских перевозок в нерегулярном сообщении регламентированы Указом № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» от 25.01.2024. Его нормы направлены на обеспечение безопасности, создание условий для добросовестной конкуренции. В Шкловском районе Могилевской области реализовывался проект по обслуживанию пассажиров в регулярном сообщении электротранспортом (электробусами).

С целью развития авиационной отрасли подписаны соглашения о воздушном сообщении между Республикой Беларусь и Королевством Саудовская Аравия, Сейшельскими Островами, меморандумы о взаимопонимании с авиационными администрациями Вьетнама и Кувейта. Национальная авиакомпания «Белавиа» приобрела три воздушных судна. Регулярные полеты из Минска, Гомеля, Бреста осуществлялись в 20 аэропортов 11 государств.

В свою очередь, в Национальный аэропорт Минск на постоянной основе выполняют рейсы девять авиаперевозчиков. В 2024 году российские авиакомпании начали летать в Беларусь из Архангельска, Ульяновска и Челябинска. Полетные программы по ряду направлений возобновлены. В декабре новый маршрут между городами Минск, Сиань и Пекин открыл китайский авиаперевозчик Air China. Пассажиропоток Национального аэропорта достиг уровня почти 3 млн (рост 17%).

Помимо этого, было принято решение по механизму возмещения затрат на содержание инфраструктуры областных аэропортов за счет областных бюджетов.

В сфере водного транспорта также подписан очень важный документ – о финансировании расходов на ремонт судов и оборудование портовой механизации из средств инвестиционного фонда Минтранса.

С целью обновления подвижного состава закуплены около 2,7 тыс. единиц техники, 695 ТС автомобильного и городского электрического пассажирского транспорта.

Продолжались работы в дорожно-строительной сфере. Отремонтированы и реконструированы 5,3 тыс. км дорог республиканского и местного значения, а также 121 мостовое сооружение.

– В целом транспортный комплекс в 2024 году успешно наращивал объемы транспортных услуг, обеспечивая потребности экономики и граждан. В наступившем 2025-м наш ориентир – создание новой безопасной современной транспортной инфраструктуры и условий для скоростного сообщения. Задача министерства – обеспечить финансовую устойчивость организаций, – подытожил начальник профильного управления. – Сейчас мы готовим совместно с заинтересованными комплексные решения в части финансов, в первую очередь по снижению долговой нагрузки, тормозящей развитие отрасли.

Спикер также акцентировал внимание аудитории на недавно опубликованной Директиве Президента № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства», которая ставит ряд важных задач и перед профсоюзным организациями.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»