ЗАСО «ТАСК»

МОСТЫ В БУДУЩЕЕ

15 февраля, 2024

В канун Дня белорусской науки ведущему научному сотруднику отраслевой мостовой лаборатории БелдорНИИ Ольге Вайтович была объявлена Благодарность премьер-министра страны.

Вручение награды происходило в торжественной обстановке на республиканском собрании научной общественности. Изначально планировалось просто расспросить о впечатлениях и эмоциях, которые испытывают награжденные в эти минуты. Но Ольга Михайловна такой подход не одобрила. Она была убеждена: рассказывать надо не о ней, а о подразделении, в котором трудится уже более 30 лет. И сделала это очень увлеченно.

– Отраслевую мостовую лабораторию в БелдорНИИ создали в 2017 году. Государственный комитет по науке и технологиям помог нам приобрести самое современное и высокотехнологичное оборудование, – говорит Ольга Вайтович. – Можно смело сказать, что сегодня таких приборов и программного обеспечения нет ни у кого в республике.

С помощью этих уникальнейших устройств наши сотрудники проводят обследования мостовых сооружений, разрабатывают рекомендации по их дальнейшей эксплуатации, тем самым помогают предотвращать возникновение нештатных ситуаций.

Например, система дистанционного статического и динамического контроля мостов IBIS позволяет исследовать состояние конструкций под воздействием реальной нагрузки как при эксплуатации, так и при планировании ремонтов. Проектировщик ведь не знает, можно ли использовать старые опоры существующего сооружения. Разработанная нашей лабораторией методика как раз помогает оценить состояние той их части, которая скрыта под землей, и возможность сохранения и повторного использования их при реконструкции. А это ведет к экономии государственных средств, сокращению сроков строительства и дает стопроцентную гарантию безопасности моста.

У нас есть оборудование, позволяющее измерять напряжение в стали. Мне скажут, что такие приборы нынче не редкость. Но при использовании большинства из них необходимо знать нулевую точку, когда внешнее воздействие на конструкцию отсутствует. Наш сканер дает возможность узнавать значения напряжения в металле на любой стадии, включая воздействие собственного веса конструкции.

Томографы, определяющие скрытые дефекты в бетоне, тоже имеются не только у нас. Но мы располагаем уникальнейшим комплексом этих приборов, с помощью которых можно делать удивительные вещи.

Мы выполняем на всех стадиях и в полном объеме исследования конструкций мостов. Проектируем сооружения и производим их испытания. Разрабатываем новые конструктивные решения, которые после апробации реализуются в виде типовых проектов. Обеспечиваем научно-­техническое сопровождение строительства и реконструкции сложных объектов, и это очень важный момент, потому что, по статистике, большая часть аварий происходит именно при строительстве, гораздо меньше – при эксплуатации. К тому же мы работаем с бетонами.

А итог всей деятельности отраслевой лаборатории – разработка научно­-технической документации, нормативов в области мостостроения. Это – самая верхушечка пирамиды, то, что взято от жизни и воплощено в нормативных документах. Например, мы создали методику оценки долговечности мостов на основе анализа снижения прочности бетонных конструкций во времени при воздействии погодно­-климатических факторов и динамической транспортной нагрузки. Теперь с большой долей точности можем подсказать, когда надо приступать к ремонту сооружения.

Мосты ведь тоже стареют. Это вам не здание промышленного или гражданского строительства, которое постоянно находится под крышей и подвергается только статическим нагрузкам. Мост открыт для всех атмосферных воздействий, в его конструкциях могут присутствовать скрытые дефекты. Очень агрессивно влияют на них соль для борьбы с зимней скользкостью, вода, мороз, температурные перепады. Плюс постоянные динамические нагрузки от движения транспорта. И устаревшие проектные решения.

В нашей лаборатории, к слову, разработаны более прогрессивные технические решения по устройству неразрезных пролетных строений. Что такое разрезная сборная конструкция? Над каждой опорой устраивается деформационный шов. В процессе эксплуатации водно­-солевые растворы проникают с мостового полотна к нижележащим конструкциям и разрушают их.

Неразрезные имеют ограниченное количество деформационных швов или вообще их не имеют. Это могут быть как железобетонные, так и сталежелезобетонные пролетные строения. Железобетонные неразрезные пролеты применяют в республике с 2018 года, например, их можно видеть на Минской кольцевой автодороге.

Сталежелезобетонные мосты раньше проектировали только россияне. Сегодня это – наши, белорусские, проекты. Особенно отрадно то, что производство стальных мостовых конструкций успешно освоили отечественные предприятия. Сталежелезобетонные пролетные строения позволяют создавать индивидуальные проекты, особенно актуальные в сложных условиях города, которые учитывают специфику мостового перехода. Например, сейчас завершается проектирование путепровода с улицы Московской на площадь Независимости в Минске.

Если быть откровенной, мосты не любить нельзя. По образованию я ведь совсем не мостовик. Но уже 33 года работаю с этими сооружениями.

В нашей лаборатории – пять отделов, которые занимаются проектированием мостов, их ремонтом, содержанием и испытаниями, промышленной апробацией и внедрением инновационных разработок, а также минеральными вяжущими и бетонами. Возглавляет отраслевую мостовую лабораторию Олег Попелушко. Его заместитель – Дмитрий Тромпель, главный конструктор – Валентин Зверинский.

У нас очень дружный коллектив. Много молодежи. Ребята приходят к нам, еще будучи студентами старших курсов. Мы к ним присматриваемся, тех, кто подходит, принимаем на работу. Вот таким образом у нас омолаживаются кадры.

Ольга Вайтович с отличием окончила факультет промышленного и гражданского строительства БПИ. По распределению работала в БелНИИС Министерства строительства и архитектуры. В Белорусском дорожном научно-исследовательском институте БелдорНИИ – с 1991 года. На протяжении 19 лет возглавляла отдел мостов, позже реорганизованный в мостовое управление, а затем – в отраслевую мостовую лабораторию.

– Ольга Михайловна, и все-таки какие чувства вы испытали на церемонии награждения? – такой вопрос прозвучал в завершение беседы.

– Конечно, приятно, что дорожную отрасль не забывают. Но еще раз повторю: я не расцениваю это как благодарность лично мне. Это награда для всей отраслевой лаборатории и института. Наши разработчики-мостовики, расчетчики – лучшие в республике. Это непререкаемые авторитеты в мостовой отрасли, что абсолютно никем не оспаривается. Родина должна знать своих героев!

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ДБ»