ЗАСО «ТАСК»

МОДЕРНИЗАЦИЯ НА ВЫРОСТ

13 июля, 2022

Республиканский профессиональный конкурс «Лидеры в строительстве» по активности участников нисколько не уступает прошлогоднему. По некоторым номинациям даже наблюдается двукратный рост. Около 70 предприятий уже прошли предварительный отбор и вошли в финальный состав. Среди тех, кто включился в профессиональное соревнование за право называться лучшими, – филиал «Осиповичский завод железобетонных конструкций» ОАО «Дорстроймонтажтрест».

Александр Патутин, председатель оргкомитета:

Нынешние экономические условия открывают перспективы для модернизации и обновления, подвигают предприятия строительной отрасли менять на ходу вектор своего развития, встраиваться в крупные инфраструктурные проекты восточной направленности, искать новые рынки сбыта не только в России, но и в других странах – членах ЕАЭС. С учетом заинтересованности потенциальных участников принято решение о продлении регистрации на конкурс до 31 августа.

Осиповичский завод ЖБК не единожды признавался победителем профессионального строительного конкурса. Отсчет своей истории предприятие ведет с 1974 года. В отличие от подавляющего большинства производителей строительных материалов и конструкций ОЗЖБК относится к Министерству транспорта и коммуникаций. До 2010­го входил в состав Белорусской железной дороги, что и обусловило спе­цифику производимой продукции.

– В основном мы специализируемся на выпуске железобетонных изделий транспортного строительства – шпал, брусьев, мостовых балок, платформ, элементов для электрификации железной дороги, – отметил заместитель директора предприятия Дмитрий Ткачев.

Присутствует в широком спектре выпускаемой продукции, конечно же, и общестрой: плиты пустотные, фундаментные блоки, колонны, сваи и другие железобетонные изделия, сухие строительные смеси, товарные бетоны и растворы, металлические конструкции. Однако основу производства составляют все­таки железобетонные шпалы – первая линия по их выпуску на заводе введена в эксплуатацию в 2009 году.

– Полностью освоив ее мощности, мы поняли, что их недостаточно даже для обеспечения потребностей внутреннего рынка, – рассказал Дмитрий Валерьевич. – Это по­двигло нас к дальнейшему техническому переоснащению. И в конце 2014 года была запущена итальянская автоматизированная линия по выпуску шпал.

Конкурентоспособная продукция требовалась также и для реализации крупного инфраструктурного проекта Rail Baltica, который только начинал набирать обороты. Речь – о строительстве железной дороги стандартной европейской колеи с современной системой управления движением поездов, которая должна соединить страны Балтии, Восточную и Западную Европу. На осиповичском заводе было освоено производство шпал под скрепление VOSSLOH для стальных магистралей разных размеров колеи – 1520 и 1435 мм. В течение последних четырех­пяти лет, по словам Дмитрия Ткачева, поставки в страны Балтии велись довольно интенсивно. Новая линия к тому же дала возможность выпускать продукцию и под иные рельсовые скрепления – АРС, ЖБР.

Следующим этапом модернизации, позволившим ускорить процесс производства приблизительно на 30%, стало внедрение на линии в конце 2021 года механизмов ­удвоения.

– Если раньше на обработку одной металлоформы у нас уходило две минуты, то теперь эта операция занимает всего полторы, – подчерк­нул представитель завода. – Почему называем удвоением? Потому что одновременно задействованы два одинарных устройства для натягивания преднапряженной арматуры, применяемой при армировании шпал. Это позволило увеличить производительность линии, повысить надежность оборудования, снять нагрузку с ключевых узлов.

Еще одно новое слово отечественного производства – шпала под скрепление ЖБР, которая предназначена для использования в основном пути. Недавно эта продукция прошла процесс сертификации на соответствие требованиям ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта». Получен сертификат образца ЕАЭС.

По мнению заместителя генерального директора ОАО «Дорстроймонтажтрест» Максима Лопатко, благодаря модернизации производства качество продукции Осиповичского завода ЖБК достигло уровня зарубежных стандартов. Внедренный здесь комплекс оборудования обес­печивает выполнение всех технологических операций, начиная от заготовки арматуры и заканчивая испытанием и штабелированием железобетонных шпал.

Гарантийный срок эксплуатации белорусской шпальной продукции разнится в зависимости от места эксплуатации. На территории ЕАЭС, согласно ГОСТу, он составляет 300 млн тонн брутто или 5 лет. В Европе выдвигаются повышенные требования – 500 млн тонн брутто и 5 лет эксплуатации. Связано это с более высокими скоростями эксплуатации железнодорожного транспорта: до 250 км/ч – в пассажирском сообщении, 120 км/ч – в грузовом.

Впрочем, на заводе убеждены: железобетонная шпала может служить без проблем 40 лет и более, если вовремя менять подверженные износу рельсовые скрепления.

Благодаря нововведениям заводчане смогли заключить двухлетний контракт на поставку шпал в Молдову. К сожалению, пока это направление закрыто по причине отсутствия логистики. А руководство предприятия ищет рынки для сбыта аналогичного объема продукции.

Сегодня устремления заводчан направлены в Россию, где есть немало привлекательных проектов. Туда, в частности, поставляются шпалы для совершенствования путевой инфраструктуры предприятий неф­тепереработки. Принимал участие завод и в реализации крупного инфраструктурного логистического проекта по экспорту белорусских калийных удобрений в Ленинградской области еще на стадии старта. Осуществил поставку крупной партии мостовых балок. Однако пока объемы заказов там незначительны.

В вопросах экономической эффективности производства большую роль играет дальность плеча перевозок.

– Наша продукция конкурентна на расстоянии не более 2000 км от границы, – пояснил Дмитрий Ткачев. – Все, что свыше, нерентабельно для нас. Поэтому ищем возможности работать на ближнем плече. Интерес со стороны России есть.

При этом основным потребителем продукции осиповичского завода была и остается Беларусь.

ОАО «Дорстрой­монтажтрест» неоднократно становилось победителем республиканского строительного конкурсного соревнования. В этом году предприятие подало заявку на участие в номинации «Генеральный подрядчик в сфере промышленного строительства». Организация осуществляет деятельность с 1926 года. Выполняет все виды строительно-монтажных и специальных работ (кроме газовых) по строительству, реконструкции, ремонту и модернизации объектов, а также их проектирование. В структуре предприятия – 11 филиалов (в том числе три завода), которые расположены во всех регионах Беларуси. Это позволяет поставлять продукцию, а также качественно выполнять СМР в кратчайшие сроки. «Дорстроймонтажтрест» имеет положительный опыт работы на территории РФ. С 2015 года является членом Ассоциации «Саморегулируемая организация «Межрегиональное объединение строителей».

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»