ЗАСО «ТАСК»

МИНУТА ЖИЗНЬ БЕРЕЖЕТ

11 сентября, 2025

Раз в два года Национальный  аэропорт Минск организует на своей территории масштабное комплексное учение по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов. Тема нынешнего – проведение аварийно-спасательных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов на месте авиационного происшествия.

По легенде, полеты выполняются по плану. В это время самолет, принявший на борт пассажиров, выруливает на предварительный старт, готовясь к взлету. Параллельно второй лайнер осуществляет посадку. В результате уменьшения необходимой дистанции допускается столкновение, происходит разрушение кабины экипажа одного из самолетов, при этом радиосвязь отсутствует, а у второго частично повреждена левая плоскость. Экипаж докладывает о пожаре левого двигателя и разлитом топливе…

Смоделированная ситуация имела место в сентябре 2009 года, когда с подмосковного Чкаловского в аэропорт Махачкалы вылетели четыре военно-транспортных самолета с военнослужащими и техникой на борту. Приземлившись в пункте назначения, в сложных метеорологических условиях одно из судов ударило ожидавший взлета лайнер крылом по кабине, в результате чего погибли четыре члена экипажа. Выполнение аварийно-спасательных работ осложнялось тем, что помощи ожидали сразу два самолета.

Опираясь на непростой опыт российских коллег, белорусские спасатели поставили перед собой задачу провести комплекс специальных мероприятий с целью совершенствования организации аварийно-спасательных работ, отработки взаимодействия и практических действий спасательной команды аэропорта, задействованных служб, авиационных организаций и органов госуправления в соответствии с требованиями аварийного плана.

В ходе учения специалисты отработали три этапа, предусматривающих оповещение, сбор аварийно-спасательной команды и оперативного штаба, эвакуацию из воздушного судна; проведение аварийно-спасательных работ по спасению пассажиров воздушного судна и тушению пожара; прибытие и встречу взаимодействующих сил и средств, совместное проведение аварийно-спасательных работ.

В мероприятие были вовлечены два воздушных судна, вертолеты МЧС Ми-26 и Ми-8, порядка 20 единиц различной техники, более 100 специалистов и сотрудников аэропорта и взаимодействующих структур.

Комплексным учением руководил главный инженер РУП «Национальный аэропорт Минск» Александр Русецкий. Он подчеркнул высокопрофессиональные действия всех участников, отметив огромную роль в его успешном проведении не только штатных сил и средств Национального аэропорта Минск, но и подразделений министерств по чрезвычайным ситуациям, внутренних дел, здравоохранения:

– Данное учение было направлено в первую очередь на отработку взаимодействия разных подразделений в сложных условиях. От слаженности специалистов разных подразделений и структур – с первых секунд и минут – зависят жизнь и здоровье пассажиров, которых мы спасаем. Любое промедление может привести к непоправимым последствиям. Учитывая неординарность данного «происшествия», когда в ходе полетов были «разрушены» два самолета и отработанную модель действий аварийно-спасательных расчетов пришлось корректировать на месте, могу сказать, что на учениях продемонстрирована высокая степень готовности к проведению аварийных поисковых работ. По международным критериям уровень пожарной защиты на аэродромах характеризуется по десятибалльной шкале. Мы сегодня обеспечиваем уровень пожарной защиты девятой категории.

Подобные мероприятия – не формальность, а жизненно важный элемент поддержания боевой готовности службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) воздушной гавани. Они позволяют значительно повысить эффективность действий спасателей и сократить время реагирования на чрезвычайные ситуации, ведь безопасность пассажиров – главный приоритет для всех сотрудников аэропорта. Поддержание постоянной круглосуточной готовности к выполнению аварийно-спасательных работ достигается путем ежедневных тренировок и обучения личного состава действиям при возникновении любых чрезвычайных ситуаций.

К учениям привлекалась авиация МЧС. Как рассказал полковник внутренней службы, первый заместитель начальника государственного авиационного аварийно-спасательного учреждения «Авиация» МЧС Иван Лабзин, кроме отработки действий по тушению пожара, продемонстрированы возможности по эвакуации пострадавших с помощью медицинского блока. «Воздушная скорая» для спасения жизни готова вылететь на место ЧП в экстренной ситуации. Медицинский блок помогает оперативно доставить потерпевших в любую точку Беларуси.

Диана ХВАЛЬКО, «ТВ»