ЗАСО «ТАСК»

МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ

30 октября, 2025

В истории аэропорта Брест было много разных страниц, в том числе ярких и по-настоящему знаковых. А начиналось все осенью 1945 года, когда на северной окраине областного центра появилось авиаподразделение местных воздушных линий под руководством фронтового летчика Василия Васильева. Тогда же здесь стали приземляться самолеты ПО-2. Позднее их сменили Ан-24. Одними из первых пассажиров гражданской авиации на Брестчине были медики и пациенты областной больницы, которых требовалось срочно доставить в Каменец, Пружаны, Ивацевичи либо из этих и других райцентров в главную больницу региона.

Инфраструктура Брестского аэровокзала трижды использовалась в качестве съемочной площадки. Кинематографисты снимали здесь отдельные эпизоды к фильмам «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011), «Пальма» (2020) и «ГДР» (2023).  

Старый брестский аэропорт, который когда-то располагался на улице Аэродромной

Десять лет спустя, в 1955-м, ввели в эксплуатацию новый аэровокзал. Трасса Брест – Минск стала одной из значимых воздушных артерий в республике. Популярностью среди местного населения пользовались также авиарейсы в Пинск, Барановичи, Столин и другие города, отдаленные от областного центра более чем на 150 км. А вскоре открылось и первое регулярное сообщение Брест – Минск – Москва. К началу 1960-х самолеты из города над Бугом летали не только в столицы БССР и СССР, но также в Киев, Львов, Одессу. В 1970–1980 годы аэропорт связывал Брест уже с 20 городами бывшего Союза. Пик перевозок пришелся на начало 1990-х. Тогда же был совершен первый международный рейс в Бангкок.

Сегодня аэропорт Брест, расположенный на подъезде к областному центру со стороны Минска, представляет собой современный и динамично развивающийся транспортный узел. В 2017–2019 годах началась плановая реконструкция воздушной гавани, включая взлетно-посадочную полосу. Было отремонтировано и основное здание аэровокзала. Сегодня аэропорт принимает пассажирские и грузовые воздушные суда белорусских и российских авиалиний, а также чартеры. На его территории находятся гостиница, кафе и таможенный склад временного хранения товаров.

ЧТО ДАЛЬШЕ?
По словам Степана Качановича, в ближайших планах аэропорта – как развитие российского направления (в следующем году планируется возродить некогда популярные среди брестчан рейсы в Калининград), так и расширение географии чартерных рейсов. Возможно, это будет Оман или другие страны, куда растет поток туристов из Беларуси. Для более полного изучения спроса брестские авиаторы активно сотрудничают с туристическими компаниями региона. 

Если безопасность полетов всегда стоит на первом месте, то на втором, безусловно, комфорт и развитая инфраструктура. Современный пассажир, купивший билет на самолет, вправе ожидать соответствующий уровень сервиса.

– Ежегодно на 50% увеличиваем количество посетителей гостиницы. В 2024-м почти 4,5 тыс. человек останавливались в отеле аэропорта, а за девять месяцев текущего года эта цифра уже составляет 4412 гостей. В июне в аэровокзальном комплексе открыли собственное кафе «Полет», – рассказывает Степан Васильевич.

На очереди, по его словам, еще несколько важных инфраструктурных проектов. Сейчас в здании аэровокзала идет ремонт переходной галереи для большего удобства пассажиров. К концу года будет завершена реконструкция второго накопителя. В ближайшей перспективе – открытие двух магазинов беспошлинной торговли, замена точной системы захода воздушных судов на посадку, а также реконструкция периметрового ограждения аэровокзального комплекса.

В ЦИФРАХ И ФАКТАХ
Заместитель начальника Брестского филиала РУП «Белаэронавигация» Степан Качанович говорит о позитивной динамике развития главной и единственной на сегодня воздушной гавани юго-западного региона страны. По его словам, если год назад за девять месяцев аэропорт обслужил около 15 тыс. пассажиров, то за аналогичный период 2025-го эта цифра выросла до 34 300 – более чем в два раза. Почти на столько же увеличилось и количество принятых воздушных судов – с 281 до 549. Это ощутимый прогресс, который достигнут во многом благодаря активности на российском направлении. К четырем регулярным рейсам в неделю по маршруту Брест – Москва прибавились в 2025 году еще два вылета в Санкт-Петербург.

Московское и питерское направления достаточно популярны. Средняя загрузка самолетов бразильской марки Embraer на этих маршрутах составляет около 85%. В горячий сезон пользуются спросом чартерные рейсы в Анталью. Туда из Бреста периодически летают Boeing компании «Белавиа» –каждый из них может одновременно доставить на курорты Турции до 200 пассажиров.

О ТЕХ, КТО СМОТРИТ ВВЫСЬ
В октябре коллектив Брестского аэропорта, штат которого насчитывает около 130 человек, отметил 80-летний юбилей. По этому случаю состоялись праздничные мероприятия с участием всех сотрудников и ветеранов. Их поздравили начальник Брестского филиала РУП «Белаэронавигация» Александр Докучиц, представители головного предприятия и местных властей. Брестская филармония подготовила для авиаторов отличную концертную программу. 

Особые слова благодарности прозвучали в адрес ветеранов аэропорта и тех, чей труд отмечен наградами: инженера по эксплуатации воздушных судов Ивана Плашкевича, фельдшера здравпункта Галины Тур, диспетчера по организации перевозок Светланы Габ-

рилевич, водителя пожарного автомобиля Виктора Ганчука, агента по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок Ирины Мороз. В числе заслуженных и авторитетных сотрудников также начальник службы по эксплуатации наземных сооружений Тимур Кулак, начальник службы наземного обслуживания Сергей Замулко, начальник группы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи Брест Сергей Дрень и инженер по эксплуатации аэродромов Александр Зановский.

Борис ПАВЛОВСКИЙ