Места эти могут служить декорациями для приключенческого или футуристического фильма. Впрочем, кинематографисты здесь частые гости. Буквально пару недель назад снимали эпизоды сериала «Феникс», в прошлом году – фильм про известного на весь мир белорусского борца Александра Медведя. Но речь – не о высоком искусстве, а о приземленном: добыче природного гравийно-песчаного материала, который используется при строительстве различных объектов, ремонте железнодорожных путей, укладке автомобильных дорог.





Структурное подразделение РУП «Ремпуть Белорусской железной дороги» карьер «Дубравы» – единственный в своем роде в нашей стране, имеющий железнодорожные подъездные пути. А по масштабам разработок полезных ископаемых он не уступает некоторым предприятиям добывающей отрасли Европы. Ежегодно здесь выдается на-гора порядка 500 тыс. и перерабатывается 400 тыс. куб. метров природного гравийно-песчаного материала. Наши корреспонденты увидели, как это происходит, непосредственно на месте.
Активная разработка карьера ведется с 1950-х годов. В 2010-м он вошел в структуру ПМС71, а спустя 10 лет стал подразделением РУП «Ремпуть Белорусской железной дороги». По словам начальника «Дубрав» Елены Лавринович, сегодня площадь находящегося в разработке месторождения составляет 70 га, где почти 5,5 млн куб. метров песка и гравия.
За шесть месяцев добыто 131,6 тыс. куб. метров ПГС, или 126% к аналогичному периоду прошлого года, реализовано 126,2 тыс. (108%). В числе основных клиентов – Белорусская железная дорога, УДМСиБ Мингорисполкома, Осиповичский завод железобетонных конструкций ОАО «Дорстроймонтажтрест», ОАО «Спецжелезобетон», ОАО «Забудова», ОАО «Заславльстройиндустрия», которое производит растворы разных марок, железобетонные изделия.
Как рассказал по дороге в карьер горный мастер Михаил Шабан, проработавший здесь уже 26 лет, значительный объем местного песчаного грунта в 2014 году пошел на строительство второй Минской кольцевой автодороги:
– Случалось, задействовали до 15 экскаваторов, выгружали по 10 тыс. кубометров продукции. Использовалась также техника заказчиков.
В карьер, находящийся между станцией Дубравы и остановочным пунктом Пралески, ведут автомобильная (грунтовая) дорога и железнодорожный подъездной путь. Объект этот стратегический, доступ посторонним воспрещен, поэтому автомобиль может попасть сюда только через КПП по предъявлении водителем путевого листа. Добраться до месторождения не так уж просто: густой лес и сложный рельеф местности явно не для легковушек. Но все равно людей тянет в эти места. Про радошковичский карьер есть информация и на некоторых туристических сайтах.
Мы находимся на одной из самых высоких точек месторождения – выгрузочной площадке, откуда виден практически весь карьер. Размеры и рельеф впечатляют. Сюда прибывают самосвалы МоАЗ и БелАЗ. Добытый песчаный материал выгружается в приемный бункер, откуда через колосниковую решетку попадает на конвейер одной из двух сортировальных установок.
– Здесь песчано-гравийная смесь распределяется в зависимости от размера (фракции) на гравийно-валунную (до 400 мм), гравийно-песчаную С5 (до 80 мм) и песок 2 класса (до 20 мм), используемый при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, – присоединяется к нашему разговору горный мастер Максим Грицель. – Через галерею по конвейеру песок попадает на линию промывки, после которой выходит продукция трех наименований. Первый класс (до 5 мм) предназначен для бетонных работ, выпуска тротуарной плитки, железобетонных шпал, черепицы. Мелкий песок добавляется в штукатурные смеси известного бренда Ceresit. Гравий фракции 5–20 мм применяется для производства бетона, благоустройства территорий. Кроме того, изпод экскаватора идет песчаный, пригодный для ремонта дорог грунт.
На промывке действует линия по разделению исходного сырья на песок первого класса и шлам (фракция 0–1,25 мм), из которого делают сухие смеси и штукатурные растворы. По словам Максима Леонидовича, это позволило предприятию уменьшить расходы на очистку шламонакопителей (прудов-отстойников), получить новый вид продукции и занять дополнительную нишу на рынке строительных материалов.
Максим Грицель трудится в карьере уже 13 лет. Молодой уроженец Лиды, он в свое время осознанно поехал поступать в БНТУ, чтобы освоить специальность горного инженера-механика и вернуться в родные места, где велись торфоразработки. Но судьба распорядилась иначе: Максим Грицель оказался на родине жены, устроился монтером пути в ПМС71 Белорусской железной дороги. В 2009м после объединения карьера с путевой машинной станцией вернулся к тому, о чем мечтал в юности. Свою работу считает интересной, к тому же целый день находится на воздухе и постоянно в движении:
– В мои обязанности входит контроль процесса разработки добычи и переработки песка. В подчинении – машинисты экскаватора в забое, водители самосвалов, машинисты конвейеров, операторы пульта управления сортировальных установок.
Один из них – Владимир Адамович – трудится на месторождении уже 7 лет. С его рабочего места, как на ладони, видно полкарьера. Казалось бы, чего проще: нажимай себе на кнопки пульта. Но оба специалиста уверили, что работа напряженная и ответственная:
– Практически каждые три – пять минут приезжают самосвалы для выгрузки. Нужно отметить время прибытия, включить линию, проследить, не застрял ли в решетке попавшийся при добыче большой валун. Если это произошло, следует поднять его электротельфером. Словом, отвлекаться и расслабляться не приходится.
В этом мы убеждаемся, когда на выгрузочную площадку с очередными 25 тоннами приехал водитель МоАЗа Николай Акулич:
– На рейс из забоя к сортировальной установке уходит около 15 минут. Это вместе с погрузкой. Всего за 12часовую смену их необходимо сделать 30, с задачей справляемся.
С экскаваторщиком Святославом Ковриго нам не довелось пообщаться: плотный график работы не позволяет ему отвлечься даже на несколько минут. Но зато мы посмотрели на его труд со стороны. Красиво! Возле ровного среза земли высотой с трехэтажный дом машина словно танцует в стиле брейк.
После забоя заглянули в лабораторию. Здесь не только визуально проверяют песчано-гравийную смесь на качество, но и берут пробы каждого наименования продукции. В этот раз за работой застали лаборанта с 15-летним стажем Наталью Шарафанович:
– Гравий и песок должны соответствовать определенным требованиям ГОСТа. Ежедневно для проверки берем до 3 кг ПГС каждой фракции. Просеиваем через сита, нагреваем в сушильном шкафу. Определяем зерновой состав песка по формулам – модуль его крупности, другие показатели.
Недалеко от лаборатории находится пункт пропуска с компьютерной аппаратурой, камерой видеонаблюдения и весовым оборудованием.
– Каждый автомобиль взвешивается дважды: при въезде – порожним, при выезде – с грузом. Таким образом определяется реальный вес, а оператор с помощью компьютерной программы переводит тонны в кубометры и рассчитывает стоимость в зависимости от материала. Транспорт постоянных клиентов заносится в базу, – поясняет Михаил Шабан.
Продукцию карьера используют не только крупные предприятия и организации Беларуси, но и частники. Гравийно-валунную и гравийно-песчаные смеси применяют на многих объектах в населенных пунктах, на участках загородных домов и дач по всей республике, в том числе и в качестве элементов ландшафтного дизайна. Но, конечно же, самые крупные партии уходят железнодорожным транспортом разным адресатам в Минск, Молодечно, Заславль, Осиповичи, Микашевичи…