ЗАСО «ТАСК»

МЕЖ «ПРАЛЕСКАМИ» И «ДУБРАВАМИ»

24 августа, 2022

Места эти могут служить декорациями для приключенческого или футуристического фильма. Впрочем, кинематографисты здесь частые гости. Буквально пару недель назад снимали эпизоды сериала «Феникс», в прошлом году – фильм про известного на весь мир белорусского борца Александра Медведя. Но речь – не о высоком искусстве, а о приземленном: добыче природного гравийно-песчаного материала, который используется при строительстве различных объектов, ремонте железнодорожных путей, укладке автомобильных дорог.

Структурное подразделение РУП «Ремпуть Белорусской железной дороги» карьер «Дубравы» – единственный в своем роде в нашей стране, имеющий железнодорожные подъездные пути. А по масштабам разработок полезных ископаемых он не уступает некоторым предприя­­тиям добывающей отрасли Европы. Ежегодно здесь выдается на­-гора порядка 500 тыс. и перерабатывается 400 тыс. куб. метров природного гравийно-­песчаного материала. Наши корреспонденты увидели, как это происходит, непосредственно на месте.

Активная разработка карьера ведется с 1950-­х годов. В 2010­-м он вошел в структуру ПМС­71, а спустя 10 лет стал подразделением РУП «Ремпуть Белорусской железной дороги». По словам начальника «Дубрав» Елены Лавринович, сегодня площадь находящегося в разработке месторождения составляет 70 га, где почти 5,5 млн куб. метров песка и гравия.

За шесть месяцев добыто 131,6 тыс. куб. метров ПГС, или 126% к аналогичному периоду прошлого года, реализовано 126,2 тыс. (108%). В числе основных клиентов – Белорусская железная дорога, УДМСиБ Мингор­исполкома, Осиповичский завод железобетонных конструкций ОАО «Дорстроймонтажтрест», ОАО «Спецжелезобетон», ОАО «Забудова», ОАО «Заславльстройиндустрия», которое производит растворы разных марок, железобетонные изделия.

Как рассказал по дороге в карьер горный мастер Михаил Шабан, проработавший здесь уже 26 лет, значительный объем местного песчаного грунта в 2014 году пошел на строительство второй Минской кольцевой автодороги:

– Случалось, задействовали до 15 экс­­каваторов, выгружали по 10 тыс. кубометров продукции. Использовалась также техника заказчиков.

В карьер, находящийся между станцией Дубравы и остановочным пунктом Пралески, ведут автомобильная (грунтовая) дорога и железнодорожный подъездной путь. Объект этот стратегический, доступ посторонним воспрещен, поэтому автомобиль может попасть сюда только через КПП по предъявлении водителем путевого листа. Добраться до месторождения не так уж просто: густой лес и сложный рель­еф местности явно не для легковушек. Но все равно людей тянет в эти места. Про радошковичский карьер есть информация и на некоторых туристических сайтах.

Мы находимся на одной из самых высоких точек месторождения – выгрузочной площадке, откуда виден практически весь карьер. Размеры и рельеф впечатляют. Сюда прибывают самосвалы МоАЗ и БелАЗ. Добытый песчаный материал выгружается в приемный бункер, откуда через колосниковую решетку попадает на конвейер одной из двух сортировальных установок.

– Здесь песчано-­гравийная смесь распределяется в зависимости от размера (фракции) на гравийно-­валунную (до 400 мм), гравийно-­песчаную С5 (до 80 мм) и песок 2 класса (до 20 мм), используемый при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, – присоединяется к нашему разговору горный мастер Максим Грицель. – Через галерею по конвейеру песок попадает на линию промывки, после которой выходит продукция трех наименований. Первый класс (до 5 мм) предназначен для бетонных работ, выпуска тротуарной плитки, железобетонных шпал, черепицы. Мелкий песок добавляется в штукатурные смеси известного бренда Ceresit. Гравий фракции 5–20 мм применяется для производства бетона, благоустройства территорий. Кроме того, из­под экскаватора идет песчаный, пригодный для ремонта дорог грунт.

На промывке действует линия по разделению исходного сырья на песок первого класса и шлам (фракция 0–1,25 мм), из которого делают сухие смеси и штукатурные растворы. По словам Максима Лео­нидовича, это позволило предприя­тию уменьшить расходы на очистку шламонакопителей (прудов-­отстойников), получить новый вид продукции и занять дополнительную нишу на рынке строительных материалов.

Максим Грицель трудится в карьере уже 13 лет. Молодой уроженец Лиды, он в свое время осознанно поехал поступать в БНТУ, чтобы освоить специальность горного инженера-­механика и вернуться в родные места, где велись торфоразработки. Но судьба распорядилась иначе: Максим Грицель оказался на родине жены, устроился монтером пути в ПМС­71 Белорусской железной дороги. В 2009­м после объединения карьера с путевой машинной станцией вернулся к тому, о чем мечтал в юности. Свою работу считает интересной, к тому же целый день находится на воздухе и постоянно в движении:

– В мои обязанности входит контроль процесса разработки добычи и переработки песка. В подчинении – машинисты экскаватора в забое, водители самосвалов, машинисты конвейеров, операторы пульта управления сортировальных установок.

Один из них – Владимир Адамович – трудится на месторождении уже 7 лет. С его рабочего места, как на ладони, видно полкарьера. Казалось бы, чего проще: нажимай себе на кнопки пульта. Но оба специалиста уверили, что работа напряженная и ответственная:

– Практически каждые три – пять минут приезжают самосвалы для выгрузки. Нужно отметить время прибытия, включить линию, проследить, не застрял ли в решетке попавшийся при добыче большой валун. Если это произошло, следует поднять его электротельфером. Словом, отвлекаться и расслабляться не приходится.

В этом мы убеждаемся, когда на выгрузочную площадку с очередными 25 тоннами приехал водитель МоАЗа Николай Акулич:

– На рейс из забоя к сортировальной установке уходит около 15 минут. Это вместе с погрузкой. Всего за 12­часовую смену их необходимо сделать 30, с задачей справляемся.

С экскаваторщиком Святославом Ковриго нам не довелось пообщаться: плотный график работы не позволяет ему отвлечься даже на несколько минут. Но зато мы посмотрели на его труд со стороны. Красиво! Возле ровного среза земли высотой с трехэтажный дом машина словно танцует в стиле брейк.

После забоя заглянули в лабораторию. Здесь не только визуально проверяют песчано-­гравийную смесь на качество, но и берут пробы каждого наименования продукции. В этот раз за работой застали лаборанта с 15­-летним стажем Наталью Шарафанович:

– Гравий и песок должны соответствовать определенным требованиям ГОСТа. Ежедневно для проверки берем до 3 кг ПГС каждой фракции. Просеиваем через сита, нагреваем в сушильном шкафу. Определяем зерновой состав песка по формулам – модуль его крупности, другие показатели.

Недалеко от лаборатории находится пункт пропуска с компьютерной аппаратурой, камерой видеонаблюдения и весовым оборудованием.

– Каждый автомобиль взвешивается дважды: при въезде – порожним, при выезде – с грузом. Таким образом определяется реальный вес, а оператор с помощью компьютерной программы переводит тонны в кубометры и рассчитывает стоимость в зависимости от материала. Транспорт постоянных клиентов заносится в базу, – поясняет Михаил Шабан.

Продукцию карьера используют не только крупные предприятия и организации Беларуси, но и частники. Гравийно-­валунную и гравийно-­песчаные смеси применяют на многих объектах в населенных пунктах, на участках загородных домов и дач по всей республике, в том числе и в качестве элементов ландшафтного дизайна. Но, конечно же, самые крупные партии уходят железнодорожным транспортом разным адресатам в Минск, Молодечно, Заславль, Осиповичи, Микашевичи…