ЗАСО «ТАСК»

М-10 оденут по-новому

29 мая, 2025

В Год благоустройства и пятилетку качества особое внимание – содержанию дорожной сети. Ведь качественные транспортные артерии – это не только комфорт и безопасность передвижения, но и укрепление экономического потенциала регионов, имидж страны. Поддержание республиканских дорог в надлежащем состоянии – приоритетная задача обслуживающих организаций. На Гомельщине таковой является РУП «Гомельавтодор», которое в настоящее время реализует один из масштабных проектов государственной инвестиционной программы по реконструкции автодороги М-10 Граница РФ (Селище) – Гомель – Кобрин на км 109,9 – км 195,15. Наш корреспондент ознакомился со строительно-монтажными работами недалеко от Речицы.

Автомагистраль М-10 простирается по южным регионам Беларуси, соединяя ее восточную и западную границы. Одна из ключевых трасс пользуется повышенным спросом как у обычных автолюбителей, так и у грузоперевозчиков. Посему внимание к ней со стороны обслуживающей организации всегда было особое. На одних участках регулярно выполнялся ямочный ремонт, на других полностью меняли покрытие. Но то, что сегодня делается на отрезке от перекрестка с Речицей в направлении Калинковичей, будет иметь колоссальное отличие.

– Осенью прошлого года мы начали масштабную реконструкцию участка протяженностью 85 км, – рассказывает генеральный директор РУП «Гомельавтодор» Денис Ясько. – Проезжая часть будет иметь цементобетонное покрытие и четыре полосы: по две – в обоих направлениях, что соответствует параметрам первой категории. Здесь обустроят восемь транспортных развязок, произведут переустройство имеющихся коммуникаций. Плюс возведут три путепровода и один мост, создадут современную дорожную инфраструктуру, включая новые автобусные остановки.

Стоимость всего инвестиционного проекта составляет более миллиарда рублей. Весь объект разделен на пять очередей.

– Первая часть включает реконструкцию порядка 17 км трассы и должна быть завершена к концу сентября 2026 года. Цена вопроса строительства – более 227 млн рублей, –отмечает руководитель.

Заказчиком проекта выступает РУП «Гомельавтодор», генподрядчиком – ОАО «Дорожно-строительный трест № 2, г. Гомель». Учитывая наличие у ДСТ № 2 ряда филиалов по области, строительно-монтажные работы ведутся одновременно на нескольких участках, что позволяет повысить темпы, соблюдая все технологии.

Если двигаться на автомобиле из Гомеля по М-10 в сторону Калинковичей, то при подъезде к речицкой развязке обращают на себя внимание огромное скопление техники и горы строительного песка. Работы здесь продолжаются более восьми месяцев. С левой стороны от транспортного кольца расположился строительный городок, куда после трудовой смены съезжаются экскаваторы, самосвалы, краны и катки.

От самого кольца осталась только земляная насыпь, где в настоящее время работает бульдозер и забиваются сваи. Дело в том, что в ходе реконструкции бывшая кольцевая превратится в современную развязку типа «клеверный лист». А главным ее элементом станет надземный путепровод, который будет возвышаться над М-10 и направлять транспортные потоки в сторону Речицы и Хойников.

– В настоящее время имеется строительный городок, устроены подъездные дороги к карьерам. Кроме того, ведутся вскрышные работы в карьерах «Лесное» и «Ямпольское 2», переустроены высоковольтные линии электропередачи 35 и 110 кВ, выполнена защита футляров газопровода высокого давления, а также реконструкция трубопровода НГДУ «Речицанефть», – поясняет заместитель генерального директора по строительству – главный инженер РУП «Гомельавтодор» Дмитрий Фатеев.

По словам нашего собеседника, в карьерах десятки экскаваторов и самосвалов добывают определенный вид грунта, из которого создается нижняя часть земляного полотна. В качестве подсыпки используют песок, супесь и суглинок. Весь этот слой грунта плотно утрамбовывают катками и сверху покрывают геотекстильным материалом. Затем насыпают песчаный грунт. И только потом кладут слой тощего бетона. К слову, к его устройству на одном из участков уже приступили.

– Данная технология предусмотрена проектно-сметной документацией и используется в Гомельской области впервые. Всего по проекту первой очереди необходимо устроить слой тощего бетона объемом порядка 40 тыс. куб. метров, – уточняет Дмитрий Леонидович.

Визуально, если представить вид новой трассы сбоку в разрезе, получится многослойный бутерброд. У современной автомобильной дороги должно быть несколько качественных слоев одежды.

Тем временем двигаемся дальше по М-10 в направлении Калинковичей. По обе стороны сразу на нескольких участках идет рабочий процесс. Слева замечаем сооружение, которого пару месяцев назад не было и в помине.

– Это возвели временный цементобетонный завод, – рассказывает заместитель генерального директора по строительству – главный инженер РУП «Гомельавтодор». – Сейчас ведутся работы по его энерго- и водоснабжению. Отсюда будем получать свежий раствор для укладки верхнего слоя будущей трассы. Цементобетон имеет ряд преимуществ: долговечность, прочность, устойчивость к повышенным нагрузкам и резким перепадам температур. Поэтому и в ремонте он будет нуждаться намного реже, чем асфальт.

А ведь интенсивность движения на этой автодороге уже сегодня довольно высока. В среднем за сутки транспортный поток достигает 16 тыс. автомобилей. И с каждым годом их количество неизменно растет. По прогнозным показателям уже через 15–20 лет по трассе за сутки будет проезжать до 25 тысяч.

Работы по реконструкции продолжаются и ведутся с опережением графика. Даже несмотря на капризы погоды, дорожники не отступают от намеченного графика. И, что немаловажно, многие водители уже сейчас благодарят строителей за их труд и за то, что движение на М-10 не перекрывалось. А к возможным неудобствам относятся с пониманием. Ведь это делается для комфорта и безопасности всех.

Губернатор Гомельской области Иван Крупко недавно еще раз заострил особое внимание на содержании дорожной сети, напомнив, что в текущем году в регионе предстоит осуществить большой объем работ, в числе которых – ремонт 750 км республиканских и местных автомобильных дорог и свыше 20 мостов и путепроводов.

Сергей БОРОВИК