ЗАСО «ТАСК»

ЛУЧШИЕ ИЗ ПРОФИ

11 сентября, 2025

В КУП «Минскоблдорстрой» возобновили добрую традицию, продолжив после некоторого перерыва проведение конкурса профессионального мастерства. Лучшие водители погрузчиков и самосвалов, машинисты экскаваторов и автогрейдеров, а также укладчики плитки филиалов предприятия демонстрировали свою виртуозность в минувшую пятницу на территории республиканского спортивно-технического центра ДОСААФ, что в Прилесье под Минском

Конкурсы профмастерства в наше время – это не столько мода, сколько признак хорошего тона, показатель статуса. В рамках одного мероприятия определяется уровень мастерства, выявляются лучшие профессиональные качества работников. Вместе с этим у участников соревнований появляется возможность поделиться опытом, посмотреть, как работают их коллеги. Все это, безусловно, играет свою роль в повышении престижа рабочих специальностей.

Значимость мероприятию придавали эмоции собравшихся, профессиональный азарт участников, полевая кухня, торжественное открытие с гимнами Республики Беларусь и дорожной отрасли, что создавало ощущение корпоративного праздника. Прозвучали добрые напутствия генерального директора КУП «Минскоблдорстрой» Максима Колесеня:

– Желаю всем участникам добросовестной и честной конкуренции, хорошего общения в профессиональной и неформальной обстановке, а сильнейшим – победы.

С пожеланиями успеха и плодотворного профессионального соперничества присоединился председатель БелПрофТранса Владимир Федорович.

В составе КУП «Минскоблдорстрой» – 23 дорожных ремонтно-строительных управления. К профессиональным стартам было выставлено большинство – 19. Остальные задействованы на важных строительных объектах, поэтому не смогли принять участие в мероприятии.

Соревновательная программа включала два тура: практический и теоретический – для тех, кто работает с техникой. Проверка знаний Правил дорожного движения была в формате компьютерного тестирования – один билет, содержащий 10 вопросов.

На площадках спортивно-технического центра, знающего в основном скоростные автомотогонки, в этот день развернулись соревнования совсем другой техники – тяжелой. Они требовали не скоростных результатов, а ювелирной точности – насколько это понятие можно отнести к специализированным крупногабаритным дорожно-строительным машинам.

Автогрейдер «Амкодор-165» – одна из них. Предназначен для землеройно-профилировочных работ, строительства и содержания дорог. Используется при перемещении, распределении грунта и дорожно-строительных материалов, планировке откосов, выемок, насыпей, устройстве корыта и боковых канав, очистке дорог от снега. Его главный качественный показатель – филигранность. Ее и демонстрировали лучшие машинисты автогрейдеров из разных филиалов облдорстроя. Необходимо было пройти заданную дистанцию так, чтобы, не задевая средним отвалом выставленные по бокам маршрута бетонные пьедесталы, аккуратно сбросить с них миниатюрные деревянные кубики. Их на пути было по несколько десятков с каждой стороны. У машиниста автогрейдера ДРСУ № 168 Сергея Абрамовича с учетом затраченного времени и минимума штрафных баллов это получилось сделать лучше всех. Такая победа – уже третья на областном конкурсе и четвертая – в трудовой биографии. В 2020-м он представлял КУП «Минскоблдорстрой» на республиканском конкурсе. Своей формулой успеха несвижский виртуоз называет исключительно опыт и добросовестность. После Клецкого сельскохозяйственного лицея управляет автогрейдером уже 16 лет.

С ним полностью согласен и водитель самосвала из ДРСУ № 165 Александр Портков. За рулем большого грузовика он уже почти 20 лет, трижды оспаривал звание лучшего среди коллег по предприятию, второй раз становится первым. За плечами – профтехучилище, курсы ДОСААФ, как и у многих участников, наличие практически всех категорий водительских прав.

– Секрет мастерства прост – это опыт, который приходит с годами, – объясняет он. – За 20 лет тысячи километров преодолел, в стольких ситуациях бывал и летом, и зимой, когда в ходе снегоуборки, проезжая через деревни и дворы, надо умело маневрировать во время гололеда, чтобы машину не занесло, чувствовать ее габариты.

Сложность номинации заключалась в том, что самосвал был оборудован отвалом, необходимым в зимний сезон для снегоборьбы. А это сложнее, чем без него. Тем более при парковке машины, заезде в гараж, круговом движении и при таком маневре, как «змейка».

– Эти соревнования объединяют нас, позволяют обмениваться опытом, повышают корпоративный дух, – убежден победитель. – Хочется на людей посмотреть, себя показать. Мы дружим между собой, пересекаемся на строительстве дорог, а со своими соседями по району еще и тесно общаемся.

Не новичок в профессии и на конкурсе машинист экскаватора из Борисова Валерий Маркевич, за плечами которого – 18 лет управления этой тяжелой техникой. Дважды он занимал третье место. Судя по результату, пять лет после предыдущих состязаний оказались продуктивными. В этот раз доказал, что экскаватору под силу не только котлованы рыть или демонтировать сооружения, но и выполнять более утонченную для такой брутальной машины работу – сложить ковшом пирамиду из кубиков и водрузить на нее ведро с водой или сбить подвешенным на ковш конусом теннисные мячики с неподвижной основы. Его победа принесла ДРСУ № 122 и первое общекомандное место. Так что у филиала – двойной праздник.

А вот для водителя погрузчика из Червеня Николая Собашкина участие в конкурсе оказалось дебютным и одновременно удачным. В ДРСУ № 121 он всего два года, но за рулем своей машины – пятнадцать. В колхозе, где раньше работал, приходилось иметь дело и с экскаватором, и с трактором, и с автогрейдером.

– Если надо, и бульдозером управлять научусь, – утверждает Николай. –Техника, а тем более такая, – сугубо мужское занятие. Для меня это работа и увлечение в одном.

В семье и коллективе его уже поздравили с первой победой, как и Петра Левченко из ДРСУ № 123, для которого конкурс тоже стал дважды дебютным. Свое первенство он оспаривал не в паре с техникой, а с помощью мастерка, правила, резиновой киянки и, конечно, профессионализма. Выступая в первой четверке, укладчик тротуарной плитки из Смолевичей сразу высоко поднял планку, которую никому уже не удалось преодолеть. Действуя энергично и виртуозно, на участке в 2,5 кв. метра, а это 256 плиток 10 х 5 х 6 см, он справился за восемь с небольшим минут.

Петр не скрывает, что работа не из простых – она выполняется под открытым небом, предполагает постоянное движение и физическую нагрузку. Тем не менее, имея за плечами Белорусский торгово-экономический университет, молодой человек, поднаторев в этом деле, пять лет назад подался в дорожники. Так студенческая подработка обернулась профессией. А удачными спутниками в труде стали умение планировать работу, распределять нагрузку и обязанности в бригаде, а также активный образ жизни. Петр – завсегдатай спортивного зала и бассейна, участвует в туристических слетах своей организации.

Завершающим аккордом мероприятия, ставшего и настоящим корпоративным праздником, и практическим семинаром, было награждение. Победители получили памятные подарки, призеры будут отмечены в своих коллективах. Но главное – им удалось пообщаться друг с другом, посмотреть на коллег, в которых даже на время соревнований не ощущали соперников. Наоборот, чувствовалось желание помочь, подсказать. А вот кто по-настоящему помог, так это погода: облачность, моросящий дождик и умеренная температура были только на пользу. Хотя в реальных условиях дорожникам приходится трудиться в самых разных условиях. Ведь автомобильные артерии – показатель благосостояния всей страны. Строить и обслуживать их должны только профессионалы своего дела и в любых условиях.

Подготовили Ольга ОРЛОВА, «ДБ», Тамара ХАМИЦЕВИЧ (фото), «ДБ»