ЗАСО «ТАСК»

Линия длиной 100 лет

15 мая, 2025

На станциях Орша-Центральная и Лепель 8 мая прошли торжественные мероприятия, посвященные 80-летию Великой Победы и 100-летию железнодорожной линии Орша – Лепель. Юбилейные даты объединили прошлое и настоящее, представителей разных поколений и профессий.

В митинге на станции Орша-Центральная рядом с памятником Герою Советского Союза Константину Заслонову приняли участие представители органов госуправления, трудовых коллективов Оршанского узла и региона, учащиеся отраслевого колледжа, члены военно-патриотических клубов, ветераны, творческие коллективы местного ДКЖ.

– Беларусь помнит свою историю и особенно трагедию минувшей войны, – обратился к присутствовавшим первый заместитель начальника Минского отделения БЖД Александр Мацкель. – Наша основная задача – не забывать уроки прошлого и учить молодежь ценить наследие и мирное настоящее.

Ненадолго все участники перенеслись в прошлое. Можно было увидеть, как одевались в 1940-е, услышать песни военных лет. В годы Великой Отечественной труженики магистрали были участниками подполья города, партизанского движения региона. Накануне войны и после нее вносили свой вклад в обеспечение движения на линии Орша – Лепель.

Ярким продолжением праздника стали еще один митинг и концерт в Лепеле. К месту назначения его участников доставил стилизованный поезд Победы, ведомый паровозом серии ЭР с растяжками «Спасибо за Победу!» и «Наше дело правое. Мы победили!». Аналогичный локомотив в июле 1945-го вез первый эшелон с солдатами-победителями из Берлина в Москву на Белорусский вокзал.

Локомотивную бригаду наших дней представляли работники депо Кричев в форме 1940-х. Предприятие – единственное в Беларуси, где находится база запаса паровозов и осуществляется их ремонт. В рамках торжественного мероприятия машинистам паровоза Максиму Жарикову и Игорю Езерскому, а также помощнику машиниста Антону Денисенко за значительный вклад в героико-патриотическое воспитание были вручены юбилейные медали «80 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

К слову, в депо всего четыре машиниста и столько же помощников имеют право управления паровым локомотивом. Как отметил Максим Жариков, этому мастерству он специально обучался и в составе поездов Победы ездит второй год:

– Управлять паровозом сложнее. В отличие от современных автоматизированных локомотивов он не робот, а «живое существо», которое нужно знать и чувствовать. Если честно, я даже горд, что могу управлять данной техникой. Особенно приятно это делать в такой праздник. Будто оказываешься в том времени, ощущаешь настроение живущих тогда людей.

Вместе с ремонтниками машинисты принимали участие в подготовке локомотивов к мероприятиям. Сегодня в депо на ходу четыре паровоза.

Поезд сопровождала концертная агитбригада, состоявшая из представителей столичного ДКСЖ: звучали стихи, песни военных лет исполнялись под баян – один из самых распространенных инструментов в годы войны. В том числе и на станциях Лемница, Бурбин, Чашники, Заслоново, где поезд ожидали их работники и жители населенных пунктов.

На перроне железнодорожного вокзала Лепеля состав встречали участники торжеств в костюмах той эпохи, звучали лозунги первых строителей. Мощный спектакль-реквием стал центральным событием памятного мероприятия на Привокзальной площади. После минуты молчания под стук метронома делегации возложили цветы к подножию памятника солдату на братской могиле.

На станции развернулась экспозиция, посвященная 100-летию начала эксплуатации линии Орша – Лепель и иллюстрирующая ход ее строительства, а на торжественном митинге вспоминали героические страницы истории: стратегическое значение дороги для обороны и экономики региона, подвиг партизан, восстановление.

Ярким завершающим аккордом в череде мероприятий явилась передача «пояса дружбы», символически связывающего два города в единое целое. Заместитель председателя Лепельского райисполкома Вероника Хомбак передала его коллеге из Оршанского района Анастасии Прокофьевой под аплодисменты зрителей. Реликвия станет экспонатом краеведческого музея в Орше.

Сооружение магистрали было вызвано необходимостью укрепления рубежей. На протяжении 300 км – от станции Фариново до Радошковичей – к границе никаких дорог, кроме проселочных, не было. При принятии решения также учитывалась необходимость экономического развития глубинных районов Беларуси. Строительство дороги было продиктовано еще и тем, что к этому периоду чрезвычайно активизировалась антисоветская деятельность со стороны Польши и Литвы.

Линию Орша – Лепель протяженностью 132 км построили достаточно быстро. В октябре 1924 года начались подготовительные работы, проводившиеся всю зиму силами подразделений сводного железнодорожного полка. Велась заготовка леса, из которого на месте делали шпалы, столбы, брусья, сваи. Затем по санному пути их доставляли к трассе. Было выполнено 1,8 млн куб. метров земляных работ, уложено 160 км и 24 тыс. куб. метров балласта, построены 72 моста и 532 проводокилометра телеграфно-телефонной линии связи.

30 сентября 1925 года из Орши в Лепель пришел первый состав. На следующий день открыли движение рабочих поездов. 7 ноября на станции Лепель состоялся многолюдный праздничный митинг, на который из Орши первым поездом вместе с руководителями корпуса прибыл командующий Западным военным округом Михаил Тухачевский.

Ольга ОРЛОВА, «ТВ»