В распоряжении управления диагностики дорог и мостов РУП «Белдорцентр» – несколько единиц уникальной в масштабах страны техники, позволяющей выполнять диагностику автомобильных дорог в нужном объеме. Это оборудование востребовано не только в Беларуси, но и в России, куда специалисты предприятия регулярно выезжают для измерения шероховатости покрытия методом профилирования на испытательных полигонах.

– У нас есть две установки для измерения продольной ровности, колейности и макротекстуры покрытий автодорог – «Профилограф» и PaveProf, – рассказывает начальник управления Андрей Сусленков. – Оборудование дает возможность контролировать качество строительства, ремонта дорог и представляет собой смонтированные на микроавтобусах поперечные балки с лазерами для измерения профилей и текстуры поверхности. Также балки оборудованы акселерометрами, оптическими гироскопами и компьютером для работы с результатами измерений. «Профилограф» оснащен 15 лазерами, PaveProf – 25, большая часть которых произведена на отечественном предприятии «РИФТЭК».
Во время движения машина сканирует балкой поверхность дороги, собирая информацию о ямах, прогибах, колейности.
Еще две единицы техники – дефлектометр PRIMAX1500 и установка динамического нагружения TBTFWD-NJ-M – позволяют измерять прочность дорожных покрытий динамическим методом. Дефлектометр анализирует упругие прогибы нежестких дорожных одежд, образовавшиеся под воздействием динамической нагрузки. Установка смонтирована на прицепе, и ее четырехсегментная плита передает нагрузку на неровной поверхности покрытия, в том числе и в колее. Производительность дефлектометра – 15–20 измерений прогибов в час.
Освоение новых методов диагностики и обследования дорог непрерывно происходит во всем мире. Основные производители данного оборудования – США, Германия, Швеция, Дания, Китай и Россия. Беларусь, по словам Андрея Сусленкова, занимается производством комплектующих узлов и деталей для спецтехники, в частности, аналоговых и цифровых лазерных датчиков.
– Две лабораторные установки с лазерным оборудованием позволяют обследовать продольную и поперечную ровность на всей сети республиканских автомобильных дорог ежегодно. С их помощью проводим точный инструментальный контроль, который совместно с визуальной диагностикой дает четкие рекомендации по ремонтным мероприятиям, – поясняет специалист. – Российские коллеги изучают опыт Беларуси и других стран и уже прорабатывают возможность изготовления измерительного оборудования с белорусскими лазерными датчиками, которое будет измерять продольную и поперечную ровность дороги.

Уникальные экземпляры диагностических установок РУП «Белдорцентр» обеспечивают максимально точное выявление дефектов дорожного покрытия, что позволяет объективно оценивать состояние дорог на текущий момент и правильнее распределять финансовые потоки. Экономия средств, выделяемых на ремонт дорог, очевидна.
Диана ХВАЛЬКО, «ДБ»