Заключительный этап строительства дороги – придание товарного вида – является приятным и значимым событием, для осуществления которого каждый член рабочего коллектива внес свой посильный вклад. В конце сентября подошел к завершению четырехмесячный капитальный ремонт Н-6131 Вишнево – Войстом – Рацевичи, км 7,9 – км 13,9. Подрядчиком выступило ДРСУ № 134 Сморгони.
Есть у строителей автомобильных путей сообщения такой специфический термин, как «дорожная одежда». Это, с точки зрения обывателя, знакомое всем полотно, предназначенное для передвижения транспорта, или, с точки зрения специалиста, асфальтобетонное покрытие плюс разнообразные основания для его укладки, а также откосы по обеим сторонам вдоль многослойной конструкции.
– К сожалению, дорожная одежда изнашивается, особенно при интенсивной эксплуатации. Время от времени приходится обновлять «костюм», – объясняет главный инженер сморгонского ДРСУ № 134 Андрей Близнюк еще на подъезде к основному объекту сезона.
Но не все так просто… Прежде чем нога рабочего основательно ступит на нуждающуюся в его компетенции территорию, специальная комиссия, включающая представителей от технадзора, ГАИ, органов природоохраны и обслуживающей организации, проводит осмотр дороги и доводит до сведения КУП «Гроднооблдорстрой» свой вердикт.
– Очень пристальное внимание уделяется обращениям граждан, – продолжает освещать детали работы наш собеседник. – Если люди собирают подписи за приоритетность какого-либо объекта, то при целесообразности предложения общественная инициатива обязательно получает поддержку на самом высоком уровне.
Чтобы заложить в смету стоимость работ и материалов, оценочная комиссия также определяется с остротой проблемы: нуждается дорога в полном обновлении – капитальном ремонте, частичном восстановлении – текущем ремонте или будет достаточно локальной заделки выбоин, ямок и трещин – по содержанию.
На каждый вид ремонта имеется свой гарантийный срок – от двух до пяти лет. Обычный среднестатистический период между ними составляет 8 лет. То есть по завершении работ к объекту можно не возвращаться в течение данного времени.
– Перед нами, можно сказать, стоит глобальная задача – соединение двух республиканских дорог Р-63 Борисов – Вилейка – Ошмяны и Р-95 Лынтупы – Свирь – Сморгонь, и мы с этим неплохо справляемся, – делает само собой разумеющийся вывод Андрей Близнюк, когда машина, на которой мы совершаем нашу рабочую экскурсию, мягко летит по безупречно гладкой поверхности темно-серого цвета и идеально вписывается в повороты.
Касательно бюджетного довольствия транспортные артерии республики делятся на уровни в зависимости от значимости для страны, начиная с единицы. По содержанию местные дороги Сморгонщины – четвертый уровень и ниже.
– После получения одобрения на ведение ремонта и утверждения проекта от КУП «Гроднооблдорстрой» какие специалисты принимают в этом сложном процессе первоочередное участие?
– Геодезисты. Их изыскательские работы включают в себя закрепление оси трассы и вершин углов поворотов, а также разбивку пикетажа.
Прежде чем многослойное асфальтобетонное покрытие ляжет дороге по фигуре, а на откосах зазеленеет молоденькая трава, пройдет целый рабочий сезон. Семена должны успеть прорасти и окрепнуть до зимы, чтобы весной обочину не размыли осадки.
– Мы работаем с СПК на взаимовыгодных условиях: он нас снабжает семенами травы, а мы при необходимости обеспечиваем его техникой, – главный инженер ДРСУ № 134 озвучивает политику руководства в отношении сотрудничества с соседними предприятиями.
Полотно дороги радует глаз своей шелковистой новизной, убегая вдаль вместе с белоснежными ленточками осевой и краевой разметок, а мы подъезжаем к рабочим, которые возле каплички устанавливают светоотражающую вертикальную разметку, привлекающую внимание водителя и предупреждающую о массивном препятствии позади знака. Улыбаются. Старые знакомые. Ну как не улыбнуться в ответ?
– Такая разметка размещается непосредственно перед препятствием. Иногда наносится на сам объект. В данном случае архитектурная и религиозная значимость каплички определяет способ установки знака.
Возле автомобиля стоит еще один улыбающийся мужчина.
– Я просто водитель бригады, – представляется Александр Балыш в четырех словах. – Ничего особенного.
Как бы не так… Скромность наших белорусов иногда зашкаливает. «Просто водитель» – это человек, который несет ответственность за жизни членов целой бригады перед их семьями. Разве это не достойно уважения?
Впереди солидного вида дорожник в характерной форме зеленого цвета со светоотражающими элементами разговаривает по телефону. Это – прораб Иван Андрукович. На нем – контроль рабочего процесса на всех шести уже «приодетых» в элегантный костюм километрах. Ему – без года 70 лет. В дорожной индустрии трудится с 1977-го, сразу после армии. Служил в Забайкальском военном округе, в войсках особого назначения. Работает по профилю: за плечами – Новополоцкий нефтяной техникум промышленно-гражданского строительства.
Подходим к участку суходола, где под проезжей частью проложена железобетонная труба.
– Здесь было произведено переустройство. Поскольку старая труба не выполняла своих функций, пришлось ее заменить. Предназначение конструкции – водоотвод с прилегающей территории, – проливает свет на происходящее онлайн Андрей Близнюк.
В связи с тем, что на завершающем этапе сдачи дороги заказчику производится ряд облагораживающих объект работ, включающий уборку валунов, хозяйственниками от руководства было найдено достойное применение данным «посторонним предметам». Устье перед входом в трубу спланировали и выложили камнями: и красиво, и прочно, и размывать не будет.
Только и на этом еще не конец треволнениям исполнителя. Каждый год в течение всего гарантийного срока заказчик будет осматривать дорогу на предмет повреждений. Однако, даже невзирая на трудности, которые пришлось преодолеть, чтобы получить такой вдохновляющий на дальнейшие свершения результат, ДРСУ № 134 готово выходить на сотрудничество не только с госструктурами, но и с коммерческими организациями – благо есть и опыт, и мастерство, да и люди с полной отдачей вкладываются в любимое дело. А если обновить некоторые единицы техники, рабочий процесс пошел бы куда проворнее, ведь время – самый ценный и самый невосполнимый ресурс.
Светлана ЯРОШЕВИЧ, «ДБ»