ЗАСО «ТАСК»

КУЛИБИНЫ НА МАГИСТРАЛИ

26 июня, 2025

Традиционно в последнюю субботу июня свой праздник отмечают рационализаторы и изобретатели. В их числе и транспортники, среди которых немало творческих, пытливых, креативных.

Снимок носит иллюстративный характер

Уже не первое десятилетие конкурс среди своих кулибиных проводит Белорусская железная дорога. Недавно здесь отметили новаторов предприятий магистрали. Их рацпредложения направлены на повышение безопасности движения поездов, позволяют экономить средства, улучшать условия труда, продлевать сроки службы оборудования и материалов.

Лучшими рационализаторами по результатам прошлого года признаны 30 железнодорожников, лучшими молодыми рационализаторами – 12, отмечены 25 организаторов технического творчества. В их числе и двое работников столичной дистанции электроснабжения. Начальник ремонтно-ревизионного участка Андрей Драгун, инженер-энергетик по образованию, не первый год занимается ремонтом электрооборудования, знает все нюансы и подводные камни. Его коллега инженер по эксплуатации технических средств Ангелина Батенко – выпускница БелГУТа, на предприятии – два года. В соавторстве они предложили способ сушки и регенерации трансформаторного масла, используемого в электрооборудовании.

– Рацпредложение направлено на очищение от вредных примесей и воды, появляющихся во время эксплуатации устройств тяговых подстанций и влияющих на качество масел и продолжительность их работы, – отмечает Андрей Дмитриевич. – Сорбентом для регенерации использовали цеолит – достаточно распространенный в быту минерал. Его поры настолько малы, что создают структуру молекулярного сита. Оказывается, все гениальное – просто. В итоге – годовая экономия средств более 10,6 тыс. рублей, качественный продукт и гарантия безопасности движения поездов.

О своем рацпредложении рассказали работники моторвагонного депо Минск.

– Со слесарем-электриком Александром Самалем мы предложили восстанавливать вакуумные выключатели электропоездов серии ЭПГ и ЭПР путем перемотки вышедшей из строя электромагнитной катушки магнит-держателя, – поясняет начальник участка производства ТР1, ТО3, ТО2 электропоездов серии ЭР9 Роман Усович. – Вакуумный выключатель предназначен для включения рабочего тока в подключенном электропоезде, а также для прерывания токов перегрузки и короткого замыкания в случае неполадки. Раньше после выхода из строя приходилось менять на новый, сейчас мы его восстанавливаем в условиях депо.

К слову, Роман Усович, за плечами которого механический и экономический факультеты БелГУТа, признан лучшим молодым рационализатором 2024 года. В его копилке техтворчества – пока два рацпредложения. А вот у Александра Самаля, ставшего лучшим рационализатором уже во второй раз, их три. О его золотых руках знают за пределами депо: ему подвластен любой ремонт, связанный с многими видами электрооборудования. По признанию самого Александра Николаевича, с детства был неравнодушен к технике, любил разбирать и собирать, создавать новое. Тяга к изобретательству привела в политехнический колледж родного Молодечно.

Еще один представитель столичного моторвагонного депо – инженер-технолог Юрий Карацюба стал призером конкурса молодежных инициатив среди работников БЖД уже в этом году. Его работа отмечена третьим местом в одной из номинаций.

Старший электромеханик столичной дистанции сигнализации и связи Андрей Папроцкий, в эти дни защитивший диплом в БелГУТе, предложил решение весьма важной проблемы травматизма на железнодорожном транспорте. На этот же конкурс он представил способ подавителя частот (Bluetooth, Wi-Fi) на пешеходных переходах остановочных пунктов магистрали:

– Использование наушников во время пребывания на объектах транспорта, в том числе при переходе железнодорожного полотна, становится для многих бедой: угрожает не только самому пешеходу, но и тем, кто находится в поезде. Исправить столь опасную ситуацию можно с помощью устройства, которое через Bluetooth или Wi-Fi на определенных частотах настраивается на звук станционной сигнализации на железнодорожных переходах перед проходящим поездом и заглушает звук в наушниках. При этом пешеход может слышать предупреждение сигнализации.

Ольга ОРЛОВА, «ТВ»