В контексте экспорта крайне важной задачей является выстраивание новых транспортно-логистических цепочек в условиях санкций, высказал мнение первый заместитель премьер-министра Беларуси Николай Снопков на совместном заседании палат парламента.
По словам первого вице-премьера правительства, санкционное давление сегодня испытывают на себе все виды транспорта. В стране принимаются действенные меры по нивелированию негативного воздействия на работу отраслевых предприятий.
Полностью прекращены автомобильные перевозки в украинском направлении. Евросоюзом введен запрет для белорусских и российских компаний на доставку грузов в пределах ЕС, в том числе транзитом. В результате грузооборот автотранспорта по итогам четырех месяцев снизился на 9%, не задействовано примерно 30% автомобильного парка.
– Для поддержки отечественных перевозчиков приняты ответные меры: запрещено движение европейских большегрузов по территории Беларуси. Чтобы сохранить логистику и работу наших транспортников, созданы специальные буферные зоны для перегрузки и перецепки на ввоз и вывоз. Если поначалу было 100–200 автомобилей, то в мае – в среднем 800 за сутки, – проинформировал Николай Снопков.
Одновременно ведутся переговоры об увеличении количества разрешений для доставок товаров с Арменией, Кыргызстаном, Казахстаном, Азербайджаном, Грузией, Узбекистаном, Турцией, Туркменистаном, Таджикистаном, Россией и КНР. В частности, с РФ возобновились переговоры об отмене разрешительной системы и о возможности каботажа по ее территории.
Железнодорожный транспорт сегодня работает в условиях полного прекращения перевозок в сообщении с Украиной (в прошлом году доставлено порядка 12 млн тонн грузов, или 9% общего объема). В литовском направлении за аналогичный период перевезено 16 млн тонн.
– Литовские железные дороги 17 мая уведомили БелЖД о прекращении с 4 июня доставок санкционных товаров. Общие потери по этим двум направлениям составляют 26 млн тонн, – сообщил первый вице-премьер.
С целью компенсации убытков увеличены перевозка контейнерами в Китай и транзит. Разработан проект постановления правительства о приобретении Белорусской железной дорогой у Могилевского вагоностроительного завода и Осиповичского завода транспортного машиностроения вагонов в связи с возросшим спросом на них.
– Кроме того, для разрешения логистических ограничений в долгосрочной перспективе главой государства принято стратегическое решение по возведению собственного порта в России. Все эти меры позволяют перестроиться в новых условиях работы и восстановить результаты прошлых периодов, – отметил Николай Снопков.
Еще одна обсуждаемая тема – ситуация в сфере гражданской авиации. Год назад страны Евросоюза закрыли свое воздушное пространство для Беларуси, аналогичная ситуация – на украинском направлении. Из 10 перевозчиков на рынке остались три: «Белавиа», «Узбекистан Эйрвейс» и «Аэрофлот». Сегодня белорусская авиация вынуждена летать по измененным маршрутам, что увеличивает время и расстояние и в итоге сказывается на стоимости.
В прошлом году воздушный парк «Белавиа» составлял 29 самолетов, в том числе 18 – в лизинге, в нынешнем 15 были возвращены лизингодателям изза санкций ЕС. Благодаря оперативному вмешательству Президента три самолета выкуплены обратно. На данный момент весь парк судов загружен и полностью обеспечивает летнюю программу полетов национального авиаперевозчика.
– Принятые меры позволили за три месяца увеличить экспорт услуг пассажирского транспорта: в Грузию – почти в 5 раз, Израиль – 2,5 раза, на Кипр – на 30%, в Россию и Турцию – 46 и 43% соответственно, – констатировал первый вице-премьер.