ЗАСО «ТАСК»

Крутые изгибы речного пути

29 мая, 2025

С наступлением тепла в Беларуси стартовал сезон навигации. С марта теплоходы и баржи бороздят водные просторы Припяти, Днепра, Сожа, Березины, Мухавца и Пины, перевозя песок и отсев, а также пассажиров по экскурсионно-прогулочным маршрутам. Чем сегодня живет республиканское транспортное унитарное предприятие «Белорусское речное пароходство», какие проблемы существуют и как выйти из сложной ситуации? За ответами первым делом отправились в Мозырь, в головной офис пароходства. Нашими собеседниками стали главный инженер предприятия Александр Дедков и начальник отдела экономики и финансов Ванда Данченко.

– Управление речным пароходством заключается в наличии в подчинении семи филиалов – речных портов Брест, Пинск, Микашевичи, Мозырь, Речица, Гомель и Бобруйск, расположенных на территориях Гомельской, Могилевской и Брестской областей, – сообщил Александр Святославович. – Один филиал – речной порт Могилев – преобразован в технический участок, который находится под крылом речного порта Речица. Списочная численность работников предприятия составляет 367 человек.

На протяжении многих лет основную долю в структуре грузовых занимают местные перевозки песка строительного, извлеченного со дна рек (более 90%) и доставленного в порты для последующей реализации.

– Кроме того, осуществляется транзит продукции РУПП «Гранит» (щебень, отсев) из Микашевичей в порты Мозырь и Пинск, а также на временный причал в районе Давид-Городка, – проинформировал главный инженер. – Эти перевозки выполняются на более дальние расстояния (порядка 200 км) по сравнению с песком строительным – от 5 до 20 км. Речные порты Гомель, Бобруйск, Мозырь имеют железнодорожные подъездные пути, предназначенные для транспортной обработки грузов, следующих в смешанном сообщении.

В структуре пароходства функционируют два цеха, созданные на базе бывших судостроительных предприятий, которые занимаются судоремонтом и изготовлением металлоконструкций. Они размещены в речных портах Гомель и Речица.

Флот РТУП «Белорусское речное пароходство» активно используется на объектах реконструкции сооружений, расположенных на внутренних водных путях. За последние годы, в частности, мостов через Сож в Славгороде и Черикове, Березину в Бобруйске. Нынче в Мозыре мостостроителям переданы буксирный теплоход и баржа, которые задействованы при реконструкции сооружения через Припять.

Ранее у речников востребованной единицей был ледокол «Байкал». Его использовали в Черикове во время ремонта моста на Соже в зимнее время года. Он также приходил на помощь МЧС при возникновении ледовых заторов на реках. Но с учетом теплых зим сегодня его эксплуатация не так актуальна.

– Ежегодное снижение глубин на отдельных участках водных путей, уменьшение загрузки судов, ограничение скорости прохождения отражаются на эффективности работы пароходства, а следовательно, и на стоимости перевозок. Приведу простой пример. При нормальной глубине реки загрузка баржи составляет порядка 1100 тонн, при имеющихся сегодня на Припяти – не превышает 600. В то же время в Бресте – ситуация иная. Там на реке Мухавец и Днепровско-Бугском канале есть гидротехнические сооружения (шлюзы), позволяющие поддерживать достаточный для полноценной работы уровень воды, – пояснил Александр Святославович.

Среди услуг, осуществляемых  РТУП «Белорусское речное пароходство», – пассажирские перевозки по экскурсионно-прогулочным маршрутам.

– Такие услуги в этом году доступны в Бресте и Гомеле, – сообщил Александр Дедков. – Пассажирский теплоход речного порта Пинск в настоящее время проходит ремонт на ОАО «Пинский ордена Знак Почета судостроительно-судоремонтный завод». Еще один – на базе речного порта Гомель, и в ближайшее время он будет задействован на перевозке людей в Гомеле, где недавно приступили к ремонту пешеходного моста через Сож.

В речных портах пароходства базируется транспортный и технический флот различного назначения: теплоходы, баржи, земснаряды, плавкраны и прочее.

– Сроки эксплуатации большинства судов превысили нормативный период, что существенно препятствует эффективной деятельности организации. Но работа не остановилась. За навигацию-2024 РТУП «Белорусское речное пароходство» было перевезено 822 тыс. тонн грузов и 120 тыс. пассажиров, – привела данные Ванда Данченко.

Движение на водных артериях сегодня, конечно, не то, что было 20 лет назад. Но речники, проявляя профессиональное мастерство, продолжают идти вперед.

В целях государственной поддержки развития внутреннего водного транспорта в соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь предусмотрено направление средств внебюджетного централизованного фонда Минтранса в 2024–2027 годах на финансирование расходов РТУП «Белорусское речное пароходство», связанных с ремонтом порядка 70 судов и механизации причалов. Это позволит восстановить флот и нарастить объемы перевозок грузов в целях стабилизации деятельности предприятия и сохранения рабочих мест. В результате реализации намеченного срок эксплуатации судов составит не менее 20 лет.

– В настоящее время восстановлением флота и перегрузочной техники занимаются ОАО «Пинский ордена Знак Почета судостроительно-судоремонтный завод», участки речных портов Гомель и Речица, а также Петриковский участок РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь», – проинформировала начальник отдела экономики и финансов предприятия.

Вместе с тем выполняется комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности РТУП «Белорусское речное пароходство», утвержденных руководителем транспортного ведомства.

С целью минимизации затрат местными органами власти по территориальному признаку оказана государственная поддержка путем принятия соответствующих решений по уменьшению повышающих коэффициентов к ставкам имущественных налогов речных портов.

– Благодаря этой помощи нам удается двигаться дальше, продолжать свою деятельность и искать новые пути решения возникающих вопросов. Много делается для того, чтобы подарить водному транспорту вторую жизнь, – подытожил главный инженер Александр Дедков.

С момента создания РТУП «Белорусское речное пароходство» в 1931 году у предприятия отмечались как взлеты, так и падения. Но всегда была вера. Вера в то, что речной флот будет востребован и принесет пользу стране и ее жителям.

Сергей БОРОВИК