Музей железной дороги в Барановичах, где ежегодно бывает свыше 10 тыс. посетителей, хорошо известен во всей Беларуси. Входящая в его состав экспозиция железнодорожной техники, расположенная возле станции Барановичи-Полесские, является визитной карточкой города и одним из любимых мест отдыха жителей города.


Владимир Руцкий, заведующий музеем:
Наша экспозиция истории железнодорожной техники – первая в Беларуси. Она наглядно рассказывает о разных периодах технического оснащения дороги. Действует уже более 20 лет, торжественное открытие состоялось 30 июля 1999 года. А сам музей не раз был в тройке лучших на стальной магистрали.
Интерес вполне очевиден. Ведь здесь собрана отреставрированная в организациях магистрали рельсовая (и не только) техника, используемая в разные времена, прошедшая сотни тысяч километров, прежде чем стать частью экспозиции. Это порядка 70 единиц, в том числе семь паровозов серий 9Пм, Эр, Эм, Эу, ТЭ, Л.
– Паровозы серии Э модификаций М, Р, У поистине уникальны, самые известные в СССР, – говорит младший научный сотрудник Наталья Ярош. – Одни из самых мощных и ходовых, а еще неприхотливых, надежных, простых в ремонте. Могли выдерживать перегрузки до 400%. Выпускались с 1912 по 1947 год в Чехии, Словакии, Венгрии, на заводах Советского Союза. Всего – более 12 тыс., что немало. Они заслуженно считаются главными героическими тружениками Великой Отечественной, внесли весомый вклад в Победу. К слову, у паровоза Эм 1934 года выпуска позади более 2 млн км пробега по военным железным дорогам.
Экзотическим здесь считается немецкий трофейный паровоз серии ТЭ, или «фрау», как негласно его называли за маленькую топку и излишнюю прихотливость к качеству топлива. Самый возрастной – паровоз серии ЭУ 1928 года. Еще один, в два раза уменьшенная копия настоящего серии В, занимает центральное место в экспозиции музея и находится на постаменте. Именно такой локомотив во главе первого поезда проследовал через Барановичи 28 (16) ноября 1871 года по маршруту Смоленск – Брест.
В 1960-е паровозную тягу стала вытеснять более мощная. На смену пыхтящим трудягам пришли тепловозы ТЭ3, затем – М62, ТЭП60, на маневрах и подъездных путях применялись ТГК2, ТГМ1, ЧМЭ3. Все они находятся в экспозиции.
Широко представлена путевая демонтажная техника, грузовые дрезины ДГК, АГМ, шпалоподбивочная машина ШПМ-02, снегоочистители. Можно также увидеть различные устройства сигнализации и связи, в том числе работающий семафор, комплекс устройств водоснабжения с действующей водозаборной гидравлической колонкой для заправки паровозов водой, образцы пассажирских и грузовых вагонов разных поколений. В их числе – редкий экземпляр: клепаная грузовая платформа, предназначенная под разные габариты. Выпущенный в 1944 году в Канаде данный подвижной состав попал в СССР по программе лендлиза.
Пассажирские вагоны в основном используются как демонстрационные залы. Здесь можно увидеть образцы личного инструмента, приборы и механизмы, которыми в прошлом применяли труженики стальной магистрали, а в одном из них разместился макет железнодорожного узла Барановичи.
– В экспозиции есть и военная техника, – отмечает заведующий музеем Владимир Руцкий. – Это – универсальный копровый агрегат на базе автомобиля «Урал-375», платформа с зенитно-пулеметными установками, буксир-толкач и понтон для наводки автомобильных и железнодорожных мостов. Особое место занимает вагон, являвшийся в годы Советского Союза частью одного из 12 ракетных комплексов войск стратегического назначения Вооруженных Сил СССР и России. Сегодня в нем развернута экспозиция железнодорожных войск Департамента транспортного обеспечения Вооруженных Сил Беларуси.
Владимир Владимирович руководит музеем 8 лет, в прошлом – начальник радиотехнических войск Западного оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО. По словам нашего собеседника, со стальной магистралью у него самая тесная связь:
– Отец и брат – почетные железнодорожники, мать – «Выдатнiк Беларускай чыгункi». В детстве я часто ходил через сквер, в котором сейчас музей. Теперь здесь работаю. Судьба…
Ежедневно о буднях тружеников стальной магистрали посетителям рассказывают хранитель фондов Валентина Курбеко и младший научный сотрудник Наталья Ярош, за плечами которых – большой опыт. Популярность музея, считают они, объясняется еще и тем, что здесь можно прикоснуться к истории в самом что ни на есть прямом смысле. К примеру, взобраться в кабину машиниста паровоза, заглянуть в помещение дежурного по станции дореволюционных времен, поуправлять настоящей путейской дрезиной, которую использовали до 1960х. Неудивительно, что здесь всегда много детей. Да и взрослых тоже…
Расположенная между двумя дорогами – железной и городской, в тени вековых сосен экспозиция техники является настоящим оазисом, в том числе истории и культуры. 9 Мая она становится центром торжественных мероприятий. Ежегодно свой профессиональный праздник здесь отмечают работники узла.
Ольга ОРЛОВА, «ТВ»