ЗАСО «ТАСК»

КАК ДВИЖЕНИЕ СТАЛО ПРАВИЛЬНЫМ

20 июля, 2023

Железнодорожники Могилевщины могут отмечать две даты открытия в регионе сообщения по стальной магистрали.

В прошлогоднем декабре город на Днепре отмечал юбилейную дату сооружения железной дороги. О событиях тех дней 120­-летней давности газеты тогда писали: «Прозвучал станционный колокол. Дежурный по станции объявил об отправлении поезда. Под звуки духового оркестра от перрона красивого Могилевского вокзала отправился в путь первый паровоз, который вела бригада Витебского депо. Все было празднично, красиво…». А в это время в Министерстве путей сообщения по поводу открытия движения на участке Витебск – Могилев – Жлобин случился настоящий переполох.

Автору этих строк при работе с документами в Российском государственном историческом архиве в Санкт­-Петербурге на глаза попалась интересная переписка начальника отделения управления военных сообщений Сергея Саввича с управлением по сооружению железных дорог. Все началось с телеграммы, которую 22 декабря 1902 года в МПС и редакцию Сборника тарифов отправил из Жлобина старший инспектор Панов:

«Переход Витебск Жлобинской дороги в управление Риго­-Орловской. Открытие правильного пассажирского товарного и воинского движения между Витебском – Жлобином последует в полночь на 24 декабря».

Здесь требуются разъяснения. Название «правильное пассажирское, товарное и воинское движение» на железных дорогах было применимо, когда разработали и опубликовали в Сборнике тарифные расстояния правильного движения, утвержденные самим господином министром путей сообщения. Без этого по стальным магистралям не могли совершаться воинские перевозки, только пассажиров и багажа.

Российская империя тогда бурлила свободомыслием, тем более что обострилась революционная ситуация в Витебске и Орше. Начальник Витебского губернского жандармского управления полковник Иван Волков считал необходимым «усилить контроль всех дознаний по политическим вопросам в губернии и полицейский надзор за всем населением» и обратился в МВД за помощью в решении воинских поставок. Начальник управления военных сообщений в свою очередь запросил в управлении МПС разъяснения: почему на линии Витебск – Могилев – Жлобин такие перевозки запрещены? В ответ на это обращение начальник Риго-­Орловской железной дороги уведомил, что 24 декабря 1902 года было начато временное движение, поскольку действовали тарифные расстояния, утвержденные господином министром путей сообщения для применения при временном движении и опубликованные в № 1383 Сборника тарифов. Кроме того, в письме давалось объяснение, что неправильное заявление об открытии правильного пассажирского, товарного и воинского движения на участке Витебск – Жлобин 24 декабря 1902 года было сделано на основании непроверенных сведений из телеграммы старшего инспектора Панова. Виновных наказали.

Открытие правильного движения состоялось лишь 8 марта (22 марта по новому стилю) 1903­го после опубликования в № 1438 Сборника тарифов от 25 января 1903 года расстояний от станций Витебск­-Жлобинской линии для применения.

Эти события, произошедшие в кулуарах МПС и МВД, никоим образом не повлияли на новую железнодорожную жизнь Могилева. Однако труженики стальной магистрали региона могут ежегодно отмечать две даты открытия движения – временного и правильного.

Стоит отметить, что Могилевский вокзал стал очень популярным среди жителей города и губернии. Не всех, конечно, а людей с определенным достатком. Билет до Петербурга тогда стоил 20 рублей, дешевый – около 11. Если сравнивать, то путь по такому же маршруту на лошадях обошелся бы в шесть раз дешевле. Поезда через Могилев ходили один-­два раза в сутки. Прибытие состава оживляло станцию всего на несколько минут. Немногочисленные пассажиры не спеша выходили на Привокзальную площадь и уезжали на конном транспорте. Для подвоза к станции в Могилеве была создана конно­-железная дорога. Она связала две городские площади: Привокзальную и Губернскую. Кстати, в 1911-­м здесь появились два таксомотора, владел которыми Самуил Сагал – дед известного художника Марка Шагала.

Прибывшие на станцию в ожидании поезда могли разместиться в зависимости от достатка в залах первого класса или попроще.

…Канули в Лету события тех далеких дней. Сейчас на вокзале оживленно в любое время дня и ночи. Облик современного привокзального комплекса сформировался в 2004 году, когда была проведена реконструкция. Благодаря руководству Могилевского отделения БелЖД, которое тогда возглавлял нынешний начальник дороги Владимир Морозов, удалось по большей части вернуть зданию первозданный вид как памятнику исторического прошлого. В то же время здесь есть все необходимое для пассажиров наших дней.

Татьяна ЗЕМЛЯНСКАЯ