Оперативная информация
Согласно данным дежурно-диспетчерской службы РУП «Минскавтодор-Центр» на 29 сентября, в рамках мероприятий по текущему ремонту республиканских дорог устроены 988 км тонкослойных покрытий и 647 км шероховатых слоев износа методом поверхностной обработки. На республиканской сети с начала года ликвидированы 312 920 кв. метров ямочности. В рамках мероприятий по подготовке к работе в зимний период предприятиями республиканского дорожного хозяйства заготовлены 159 522 тонны песчано-соляной смеси, 104 591 тонна технической и 211 067 тонн чистой соли. Заготовка СОМС – 2020 тонн.
По состоянию на 29 сентября на республиканских дорогах страны с начала года произошло 557 учетных ДТП, в которых погибли 148 человек и 661 получил ранения. За аналогичный период прошлого года были зафиксированы 658 аварий (163 погибших и 807 раненых).
Участникам движения необходимо быть предельно внимательными и осторожными, особенно в местах проведения дорожных работ. На предприятиях республиканских автомобильных дорог организовано круглосуточное дежурство для сбора оперативной информации, своевременного реагирования на дорожную обстановку. В любом регионе страны по единому короткому номеру 125 диспетчерских служб можно сообщить важную информацию по дорожным условиям.

IT, ИИ прорывные решения
Более 200 участников из семи стран – Беларуси, Грузии, Казахстана, Китая, России, США, Узбекистана – собрала международная конференция, организованная государственным предприятием «БелдорНИИ» 25–26 сентября. Научно-практический форум прошел под хештегом «Эволюция дорожного дела». В числе доминирующих тем – приоритеты и перспективы развития автомобильных дорог и мостов.
Традиционно участников форума приветствовал директор ГП «БелдорНИИ» Виталий Пилатов. Создание дорожной инфраструктуры спикер назвал одним из самых фундаментальных достижений человечества: на протяжении веков транспортные артерии связывают людей, культуру и экономику разных стран.
– Дорожное дело – это симбиоз науки, инженерии и инноваций, – подчеркнул Виталий Мифодиевич. – Каждый этап эволюции приносит новые возможности. Современные высокотехнологичные дороги создаются с использованием искусственного интеллекта и прогрессивных цифровых решений.
Руководитель НИИ также отметил, что за годы своей деятельности предприятие накопило уникальный опыт и стало центром притяжения передовых исследований и инноваций в дорожной сфере. Широкое международное присутствие на конференции – свидетельство высокого уровня сотрудничества разных стран в автодорожном деле.
Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси на конференции представлял начальник главного управления автомобильных дорог Андрей Золотарев.

– Белорусский дорожный НИИ сегодня является современным научным предприятием, успешно конкурирующим на внутреннем и внешнем рынках научных разработок и инновационных технологий, – отметил Андрей Сергеевич. – Организация занимает лидирующие позиции в области научно-технического обеспечения дорожного хозяйства. Для выполнения исследований и проектно-технологических работ создана мощная научно-техническая материальная база, включающая современные приборы, оборудование, а также производство.
Докладчик резюмировал, что институт успешно справляется с поставленными задачами. Поиск оптимальных технических решений и технологий позволяет обеспечить реализацию проектов точно в срок, с высоким качеством и наименьшими затратами.
Деловая часть форума делилась на две сессии. Программа пленарного заседания включала около десятка выступлений. Примечательно, что три из них были представлены в формате видео или онлайн. Практически в два раза больше докладов прозвучало по тематическим направлениям конференции во второй половине дня.

В нескольких словах – об обсуждаемых научных вопросах. Заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ Виктор Ушаков остановился на инновационных решениях, применяемых при проектировании и строительстве дорожных одежд. Руководитель института «Груздорнаука» Тамаз Шилакадзе (Грузия) рассказал об особенностях строительства и совершенствования горных дорог. Доцент БНТУ Дай Вэнци (КНР) проинформировал о достижениях и перспективах сотрудничества между Китаем и Беларусью в дорожной сфере. Главный научный сотрудник ГП «БелдорНИИ» Алексей Бусел проанализировал процесс технической и эстетической эволюции дорог. А доклад директора по качеству АО «АБЗ-1» Натальи Майдановой (Россия, Санкт-Петербург) посвящался практическому опыту применения теплых асфальтобетонных смесей.
Спектр обсуждаемых тем был достаточно широким и разноплановым.

Во второй день конференции состоялась выездная сессия с посещением объектов дорожного и мостового строительства.
Первая остановка была запланирована на автодороге М-4 Минск – Могилев, где на км 16 – км 21 производится капитальный ремонт по новой для Беларуси технологии «вайтопинг», которая идеально подходит для участков с высокой интенсивностью движения транспорта. Изношенный асфальтобетон фрезеруется, на него укладывается выравнивающий слой песчаного асфальтобетона толщиной 3 см, а затем новый из более долговечного бетона (24 см). Бетоноукладка осуществляется на ширину 9,5 метра за один проход в двухслойном исполнении. Бетон выпускается на расположенных в непосредственной близости от трассы мобильных цементобетонных заводах суммарной производительностью 150 куб. метров в час.
По словам генерального директора ДСТ № 5 Анатолия Фикова, главная сложность заключается в том, что проект реализуется без остановки движения транспорта и создания дискомфорта для участников дорожного движения. Выполнить капремонт необходимо в сжатые сроки – за один строительный сезон. Старт работам был дан 14 мая, завершить же основные операции с бетоном необходимо уже в середине октября, поскольку этот материал не любит низких температур. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на ноябрь.
– Это уникальный пилотный проект для Республики Беларусь, – акцентировал внимание гостей Анатолий Станиславович. – Решение о переводе в цементобетон основных выходов из Минска, где наблюдается большой транспортный поток, в том числе грузовых автомобилей, было принято на уровне правительства. Это позволит существенно увеличить межремонтные сроки.

Еще одним объектом для ознакомления стал недавно капитально отремонтированный путепровод через автодорогу М-1/Е 30 Брест – Минск – граница РФ на км 90 трассы Р-68 Пуховичи – Узда – Негорелое. В роли проектировщика выступило ГП «БелдорНИИ». Об особенностях проекта рассказали сотрудники отраслевой мостовой лаборатории института – начальник Олег Попелушко и руководитель отдела промышленной апробации и внедрения инновационных технологий Юрий Павуков.
Трехпролетное сооружение на четырех опорах длиной 72 метра (два 18-метровых пролета и один длиной 36 метров) было построено в 1972 году. Все это время его эксплуатационное состояние поддерживалось за счет содержания и текущих ремонтов. Первый за 53-летнюю историю капремонт был начат в октябре 2024-го.
От старого сооружения остались лишь фундаменты и стойки опор, которым проектировщики и строители постарались придать современный вид.
Вторая особенность проекта связана с пролетным строением. Старое железобетонное заменили на новое металлическое, более долговечное и надежное. Изделие весом 155 тонн было изготовлено на металлургическом предприятии «Протос» (г. Могилев) и с помощью 200-тонных кранов установлено буквально в течение нескольких часов.
Сверху на мостовом полотне отсутствуют деформационные швы. Они были вынесены на подходы, чтобы влага не проникала в крайние опоры.
Поскольку в дневное время перекрывать движение было невозможно, испытание отремонтированного сооружения проводили ночью. На объект поднялись четыре груженых автосамосвала, каждый весом 33 тонны. Прогиб основного, 36-метрового пролета под испытательной нагрузкой составил 19 мм, что на 1 мм меньше значений, заложенных при проектировании.
Авторитетное собрание ведущих экспертов, ученых и практиков дорожной отрасли проходило в знаковый для предприятия-организатора год. 29 апреля Белорусскому дорожному научно-исследовательскому институту исполнилось 65 лет. Это событие не осталось не замеченным партнерами и коллегами. Практически в каждом выступлении звучали поздравления, пожелания и спичи в адрес «БелдорНИИ», отмечались его достижения.
«БелдорНИИ» зарекомендовал себя как ведущая научно-исследовательская организация страны в области строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и мостовых сооружений. Инновационные разработки специалистов института получили заслуженное признание не только в Беларуси, но и за ее пределами. Испытательный центр и орган по сертификации Белорусского дорожного НИИ обеспечивают высочайший уровень качества и безопасности дорожно-строительных материалов и технологий. С большим уважением относимся к профессионализму и компетенции ваших специалистов.
Из поздравительного адреса ректора МАДИ Артема Ашгиревича
«РОСДОРНИИ» и «БелдорНИИ» – это максимально близкие по духу организации. Российский дорожный НИИ был создан всего на год ранее, чем белорусский. С тех пор мы движемся параллельно, постоянно взаимодействуем и настолько сильно связаны, что у нас общие горизонты развития.
Из выступления генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Александра Бедусенко
Цифровизация – одно из основных направлений эволюции дорожного дела. Наше многолетнее сотрудничество с «БелдорНИИ» развивается именно в направлении использования современных информационных технологий обследования дорог. Речь идет о лазерном сканировании, фотограмметрии, которые дают высокое качество и наибольший объем информации, необходимой на этапе изыскания для получения точных цифровых моделей местности, а затем, на этапе эксплуатации, – полноценную модель сооружения, фактически его цифрового двойника. Все эти данные обрабатываются в программном обеспечении Team Credo 3D Scan, созданном нашей компанией. В качестве подарка к юбилею мы дарим коллективу НИИ сертификат на получение одной из версий этого программного продукта, который вы сможете использовать для выполнения стратегических задач развития отрасли.
Из выступления директора ООО «КРЕДО-ДИАЛОГ» Григория Жуховицкого

В рамках открытия мероприятия состоялось награждение сотрудников, внесших значительный вклад в развитие отечественной дорожной отрасли. Почетной грамотой «БелдорНИИ» награждены Максим Жуковин, Татьяна Музалева, Ольга Старостина, Ольга Вайтович, Татьяна Сергеева, Валентин Зверинский, Алексей Бусел

СЛОВО – ГОСТЯМ ФОРУМА
Фазил Раджабов, Научно-исследовательский институт автомобильных дорог (Узбекистан):
– Из Узбекистана на конференцию в Беларусь приехали пять человек: представители нашего НИИ, Ташкентского транспортного университета, Узбекской ассоциации дорожников.
Было очень интересно. Много полезной информации о новшествах, применяемых в дорожном строительстве. Впечатлило посещение трассы, на которой производится укладка цементобетонного покрытия. Дорога очень качественная на вид. Такой опыт надо перенимать. Отметил для себя и бордюр на разделительной полосе как временное средство организации дорожного движения – красивый, невысокий, быстро монтируемый, произведенный по совершенно новым стандартам.
Узбекистан тоже строит большие магистральные дороги с цементобетонным покрытием. У нас имеются целые программы. Но мы пока еще только планируем приобрести оборудование Gomaco для укладки таких покрытий. А белорусские коллеги, оказывается, пользуются им уже 10 лет. В перспективе наш институт планирует заключить с «БелдорНИИ» меморандум о сотрудничестве в дорожной сфере.
Алексей Игнатьев, доктор технических наук, профессор кафедры «Дорожно-строительные материалы и химические технологии» МАДИ (Россия):
– Общее впечатление отличное. Могу сразу отметить высокую культуру производства работ по бетоноукладке, а также снижение шумовой нагрузки. Ровность покрытия определяется даже визуально. Однозначно интересный подход с точки зрения толщины бетонного покрытия и возможности укладки бетона в два слоя.
Я в Беларуси впервые. Мне есть с чем сравнить. У нас, в Российской Федерации, асфальтобетон традиционно ассоциируется с обильным количеством деформаций в виде трещин, просадок. То, что увидел здесь, фундаментально, рассчитано на достаточно большой период эксплуатации. Радует, что такая технология реализуется на оживленной трассе, сравнимой по высоким транспортным нагрузкам с российскими дорогами федерального значения.
Дмитрий Нижельский, начальник управления новых видов продукции АО «Уральская сталь» (Россия):
– «Уральская сталь» – это ведущий производитель мостостали на территории России и СНГ. Практически 2/3 рынка мостоконструкций – это наш металл. Поэтому нам очень интересно такое направление развития, как металлическое мостостроение.
В Беларуси я второй раз. Впервые был полгода назад. Мы посещали завод в Молодечно, где производят металлоконструкции для мостостроения.
Хотел бы отметить, что в России и Беларуси есть определенные сложности в плане гармонизации нормативных документов в сфере металлического мостостроения. И у нас, и у вас действует основной стандарт, который имеет статус межгосударственного. Однако в связи с проведенными исследованиями и испытаниями у нас он сейчас – только в ограниченном формате, а в Беларуси – в полном. Это может привести к определенным негативным последствиям.
В целом впечатление о нынешней конференции очень положительное. Рад, что удалось выступить с докладом. Понравилась организация. Спасибо, «БелдорНИИ»!
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ДБ»

