Год назад Шклов стал первым в стране, где местный автопарк перепрофилировался в электробусный. Директор предприятия – филиала ОАО «Могилевоблавтотранс» Павел Тимощенко прокомментировал итоги прошедшего периода.

– Уже можно констатировать, что проект оказался успешным. Новый транспорт не только комфортный и экологичный, но и экономически выгодный. При расчете стоимости на километр электроэнергия обходится дешевле дизтоплива: 27 копеек против 60. Если раньше в год на ремонт и обслуживание техники с учетом ее амортизации направляли около 50 тыс. рублей, то на электробусы – на 30 тыс. меньше. И то большая часть расходов пришлась на стекла, которые заменили в двух электробусах из-за вылетевших из-под колес других автомобилей камней, – привел цифры руководитель пятого автопарка.
По подсчетам, за время эксплуатации техники на электрическом ходу предприятие сэкономило 100 тыс. рублей. Это дало возможность не только повысить заработную плату водителей на 32%, но и направить средства на развитие материально-технической базы, в том числе обновление административного здания и ремонтных мастерских. В планах на будущее – внедрение бесконтактной оплаты проезда, создание единой «диспетчерской», куда будут стекаться данные видеонаблюдения.
За год электробусы прошли испытание и летним зноем, и морозами. В процессе эксплуатации оказалось, что зарядки хватает даже не на 200, а почти на 300 км. За 16 рейсов, пройдя 115 км по городу, транспорт возвращается в парк с 28–30% остатка. Конечно, в зимнее время, особенно при низких температурах, энергия расходуется быстрее, тем более с учетом отопления салона. Пополнение запаса электричества происходит ночью на специальных станциях, расположенных на территории парка. Их мощности позволяют «заправить» весь имеющийся подвижной состав. За три часа батарея подпитывается до 100%.
Экологически чистый вид транспорта понравился как водителям, так и пассажирам. Низкопольная конструкция особенно удобна для пожилых, мам с колясками, маломобильных людей. Просторный салон вмещает до 70 человек, в нем – 31 место для сидения.
Напомним: 15 электробусов производства «Белкоммунмаш» были переданы шкловскому предприятию в марте 2024-го. Средства на реализацию пилотного проекта выделило государство – переход на электрический подвижной состав обошелся в 23 млн рублей. Под принципиально новый транспорт в городе модернизирована действующая трансформаторная подстанция, проложены новые кабельные линии электропередачи, установлены две электрозарядные станции мощностью по 80 кВт и шесть – по 160 кВт. Всего местный автопарк обслуживает три городских и 19 пригородных маршрутов. Ежегодно перевозится свыше 1,1 млн пассажиров.
Для бережной эксплуатации нового подвижного состава, а каждый электробус в месяц пробегает 5–6 тыс. км, привели в порядок и проезжую часть. Только в прошлом году местные дорожники отремонтировали 32 тыс. кв. метров, на нынешний запланированы 36 тысяч.
Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТВ»