ЗАСО «ТАСК»

Им смелости было не занимать

8 мая, 2025

Шесть подпольных групп действовали в Гродно во время Великой Отечественной войны. Из них три – на Гродненском железнодорожном узле. Имена участников антифашистского движения машинистов Николая Богатырева, Георгия Светличного, Сергея Панасюка увековечены на мемориальной доске на фасаде здания вокзала. Ее открытие состоялось в 2022 году и стало возможным благодаря поисковой работе педагогов и учащихся местной средней школы № 35 имени Н.А. Волкова.

Николай Богатырев встретил войну в дороге, сопровождая поезд Гродно – Львов в качестве инструктора-машиниста. В районе Бреста состав был перехвачен немцами, и железнодорожник вернулся в оккупированный Гродно. Вынужденный выйти на работу в локомотивное депо Николай Никанорович встретил там своих товарищей Н.Е. Хорошилова, М.И. Цуканова, И.И. Скородольникова, И.У. Марцуля, В.И. Минакова.

Через Гродненский железнодорожный узел из Германии шли эшелоны с живой силой и техникой врага, а обратно вывозились раненые солдаты вермахта и награбленное имущество. Первую диверсию Николай Богатырев совершил 17 июля 1941 года. На станции Гродно он направил поезд на стоящий у семафора состав. В результате крушения два паровоза и 18 вагонов были выведены из строя, движение на участке Гродно – Лида приостановилось на 18 часов. Ему самому удалось бежать. Несколько месяцев прожил в семье крестьянина в деревне Ковши Скидельского района. Когда на Гродненском железнодорожном узле сменилось командование, он в конце ноября решился вновь устроиться на работу в локомотивное депо. Сплотив вокруг себя надежных людей, Богатырев стал руководителем диверсионной группы из шести человек. Она действовала по июль 1944 года.

12 декабря 1941-го Николай Никанорович организовал новое крушение, в результате которого были разбиты паровоз и 10 вагонов, убиты и ранены два десятка гитлеровцев. Движение на участке Вильно – Варена – Гродно тогда перекрыли на 16 часов.

При личном участии машиниста-подпольщика с февраля по май 1942 года совершены четыре крушения на станциях Гродно, Алькеники, Рудишки на линии Гродно – Вильно, в результате которых были повреждены шесть паровозов, более 20 вагонов, поворотный круг на станции Гродно. В декабре того же года на участке Дубно – Черлена подпольщики организовали крушение перевозящих военные грузы двух встречных поездов: врагу был нанесен существенный ущерб. После этого гитлеровцы арестовали подпольщика-железнодорожника Сергея Панасюка и бросили в виленскую тюрьму «Лукишки», из которой ему устроили побег.

После крушения поездов в ночь на 1 января 1943 года Богатырев ушел в действовавший в районе Лиды партизанский отряд «Искра» бригады имени C.М. Кирова, где затем стал парторгом и командиром взвода. А связь со своей группой, которую возглавил Н.Е. Хорошилов, он не терял. Давал поручения товарищам по проведению диверсионной и агитационной работы среди населения.

Диверсионная деятельность железнодорожников-антифашистов продолжилась. По доносу предателя в июле 1943-го Хорошилов и Цуканов были схвачены и брошены в застенки гестапо. Их подвергли жестоким пыткам, но товарищей они не выдали. Патриоты погибли в концентрационных лагерях.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, Богатырев награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, многими медалями.

В условиях нехватки специалистов-железнодорожников немецкая администрация узла была вынуждена обращаться на биржу труда. Воспользовались этим обстоятельством комсомольцы Г.И. Светличный, К.И. Гудовский и сотоварищи. В декабре 1942 года в депо станции Гродно Светличный организовал подпольную группу. Ее члены, работавшие слесарями-ремонтниками, занимались саботажем, проводили некачественно срочный ремонт паровозов, чтобы в первом же рейсе те выходили из строя. Они распространяли сводки Совинформбюро, проводили антифашистскую агитацию, помогали скрываться и выходить из города бывшим военнослужащим Красной Армии и тем патриотам, которым было опасно находиться в оккупированном Гродно.

Была налажена тесная связь с самой многочисленной подпольной группой Розанова, в которую входила жена Светличного Людмила. К слову, об антифашистской деятельности супруги сам Георгий Иванович даже не знал. В августе 1943 года Светличный через партизанских связных установил контакты с партизанским отрядом «Кузнецкие металлурги» (позже – «Комсомол Белоруссии») и в октябре со всей своей подпольной группой перешел в его ряды.

Светличный лично участвовал в боевых операциях партизан, регулярно приходил в Гродно на связь с подпольщиками, сообщал им задания партизанского командования. В свою очередь от подпольщиков получал разведданные, оружие и медикаменты и передавал их в партизанский отряд. После освобождения Гродно он был призван в действующую армию, воевал до самой Победы.

Подпольная группа из четырех человек под руководством Сергея Панасюка также совершила немало диверсий. Действовала она с октября 1943-го по июль 1944-го. Сергей Филиппович поддерживал связь с руководителем гродненской группы подпольщиков Василием Розановым и сообщал через него партизанам сведения о движении вражеских эшелонов.

Участники подполья, используя переданные партизанами магнитные мины, вывели из строя семь паровозов, множество вагонов, цистерн и платформ с боевой техникой и горюче-смазочными материалами. Умело действовал машинист Б.К. Ярошевич. Ведя состав с оружием с Сергеем Панасюком, в соответствии с указаниями, на станции Мосты он снял поршневую головку золотника и сломал кольцо насоса. В результате диверсии паровоз остановился на 18 часов. Ярошевич также вывел из строя водонапорную колонку на станции Гродно, а по пути в Вильно повредил рукав паровоза, в результате чего поезд простоял на путях 16 часов. Всего железнодорожник привел в неисправное состояние на Гродненском железнодорожном узле более десяти паровозов, повредил десятки вагонов, на сотни часов задержал движение направляющихся на фронт эшелонов противника.

Юный подпольщик Л.С. Балакин поступил на работу на железнодорожную станцию Гродно по заданию руководства партизанского отряда «Комсомол Белоруссии». В марте 1944 года он подложил мину в состав с боеприпасами, в результате чего в пути взорвались два вагона, а в апреле – в цистерну с горючим, взрыв произошел вблизи станции Поречье. В конце июня 1944 года он сжег отделение по перевозке немецкой почты на станции в Гродно.

По словам заместителя начальника железнодорожной станции Гродно Елены Целюк, в коллективе всегда помнят о тех, кто, не щадя своих жизней, сражался за Родину с немецко-фашистскими оккупантами, и отдают им дань уважения и благодарности.

Светлана СМОЛЕЙ, «ТВ»