Когда Минск крепко спит, освещение и светофоры работают в ночном режиме, только транспортники столицы не оставляют своего поста. В 2 часа дежурные автобусы везут по домам водителей городских маршрутов после второй смены, а в 4.20 подбирают на первую, чтобы доставить их к выходу на линии электробусов, троллейбусов, автобусов и трамваев. И если в начале нулевых представительницы слабого пола были в кабинах только электротранспорта, то теперь женщины уверенно пересели за руль современных МАЗов, мужчины же, наоборот, пополнили водительский состав троллейбусов, электробусов, трамваев. Специалисты говорят, что дело не в сложности управления транспортом как таковым, а в изменении стереотипов.
Ирина Дановская, заместитель генерального директора государственного предприятия «Минсктранс»:
Женщины стали активно осваивать новую профессию водителей городского транспорта и специфический график работы. Пришли смелые, решительные, отважные. Автобус у них идет плавно, без рывков, а отношение к труду и машине самое ответственное.
Это не может не радовать и свидетельствует о высоких социальных амбициях и возможностях их реализации.

С появлением электробусов в Транспортный парк № 1 государственного предприятия «Минсктранс» пять лет назад пришла хрупкая невысокая Алеся Романенко. Ее послужной список к тому моменту был достаточно обширный, но, как призналась наша собеседница, однообразная работа удовольствия не доставляла. А на новом месте ей доверили современную пассажирскую машину. Невзирая на большие размеры, управлять ею легко, по дороге идет плавно. Впрочем, свои нюансы имеются, и надо быть настороже. Например, учитывать крены на поворотах, большой радиус разворота. Это требует от водителя «двигательного» мышления. Алеся быстро освоилась.
С молодых лет за рулем своей легковушки девушка совершала дальние переезды, возила людей, но, что хобби неожиданно приведет в профессию, не рассчитывала. Закончила курсы водителей на категорию D. Сразу после декретного отпуска вошла в новую жизнь – более денежную, более романтичную, как она определила свой выбор. Целеустремленная и мотивированная, она может сама обеспечить семью и многое решает самостоятельно.
Старшей дочери уже 16, собирается поступать в медицинскую академию. Пятилетний сын – мамино счастье, но из-за специфики ее работы, смотреть за ним больше доводится мужу.
Об отношении к женщине-водителю со стороны пассажиров Алеся поясняет, мол, одни выражают его надменно-снисходительной усмешкой. Другие же при входе-выходе через переднюю дверь здороваются, благодарят, приветливо улыбаются. Таких – большинство.
Штат женщин-водителей автобусов в столице с каждым годом растет и уже достиг более полусотни. Сегодня слабый пол принимают в автопарки с распростертыми объятиями. Юрист государственного предприятия «Минсктранс» Регина Иванникова подтвердила, что в 1980–1990-е женщин на автобусы не брали, хотя законодательного запрета не было. Ситуация изменилась с получением современного пассажирского транспорта, управлять которым легко и комфортно благодаря оснащению системой кондиционирования, бортовым компьютером, автоматической коробкой и прочим.

Первая женщина-водитель на управление автобусом МАЗ была принята в 5-й автобусный парк десять лет назад. Инна Пехото, хоть и молодая, сумела за себя постоять и рассеять сомнения начальства, что с техникой не на «вы». Родом с Воложинщины, после школы она мечтала о профессии водителя-дальнобойщика. Сдала на права категорий В, С и D. Потом попыталась поступить в институт физкультуры, так как всегда дружила со спортом, но не получилось. Вдохновившись примером знакомого, пошла устраиваться в автопарк на специальность, которая соответствовала темпераменту девушки. По окончании курсов на категорию Е ей доверили новый сочлененный автобус. С тех пор – на маршруте № 144с. О своем выборе ни разу не пожалела. На эту же пассажирскую машину определился ее муж. Семейный рейс считается одним из самых образцовых и стабильных в парке. В экипаже девушка – хранитель комфорта и домашнего уюта.
Зарплатой семья Пехото вполне довольна, а помимо работы, есть увлечение – приусадебное хозяйство в родных Маньковичах. Природа в Волковысском крае зачаровывает красотой и не отпускает.
У пары – двое мальчишек. Присматривать за ними помогают сестры Инны, поскольку водительский график – не самый удобный режим для мам. Что касается других трудностей, они тоже, конечно, были, но со временем превратились в преимущества.
– От работы не устаю, это – всегда адреналин, несмотря на все сложности. Такие как, например, справиться с напряженной дорожной ситуацией – притормозить и пропустить других или, совершив маневр, быстро покинуть опасную зону. Важно видеть динамику движения и автоматически просчитывать дальнейший путь, – поясняет наша собеседница. – А еще нужно научиться «чувствовать» пассажиров. Для водителя автобус – опора и помощник, а люди в салоне скорее опасный груз. Везти их надо аккуратно, общаться – корректно.
Вообще, независимо от пола, не каждый может управлять автобусом на маршруте. Многие только получившие права молодые люди после боевого крещения в городе в часы пик разбегались по другим водительским сферам, где нет ответственности за перевозку пассажиров. Инна их прекрасно понимает – водитель городского автобуса всегда должен быть начеку, не имеет права расслабляться. На нее ни разу не поступали жалобы, что говорит о высоком уровне ответственности.
На вопрос, как принял мужской коллектив, наша собеседница только улыбается, мол, у нее боевой характер. Прежние мечты о дальних рейсах остались в прошлом. Инна считает, что благополучие близких – это самое главное, а долгие отлучки жены от домашнего очага ничего хорошего не сулят.
Лариса КАШТАНОВА