ЗАСО «ТАСК»

…И шли под откос поезда: рельсовая война в Осиповичах

30 июня, 2024

Девять населенных пунктов Беларуси Указом Президента награждены вымпелом «За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны». В их числе и Осиповичи – один из райцентров Могилевщины, крупный железнодорожный узел.

В ночь на 23 июня 1941 года немецкие самолеты стали бомбить железнодорожный узел и военный городок. Спустя чуть больше недели гитлеровцы заняли уже весь Осиповичский район. 1093 дня длилась оккупация. Треть населения из 62 тыс. человек погибла или была вывезена на каторжные работы в Германию. Однако местные жители не покорились врагу. Почти с первых дней войны в урочище «Рассоха» свою деятельность начал Осиповичский подпольный райком КП(б)Б, который стал боевым штабом по организации борьбы с немецко-­фашистскими захватчиками. Партизанами и подпольщиками в районе были уничтожены около 15 тыс. гитлеровцев, разгромлены 13 гарнизонов врага, разрушены десятки километров железнодорожного пути, перебиты более 5 тыс. рельсов, вырезаны 70 км телефонно-­телеграфной связи.

Диверсии на магистрали здесь начались еще до так называемой «рэйкавай» войны, когда Центральный комитет КП(б) Беларуси в июне 1943 года принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны». В нем был предложен план уничтожения одновременным массовым ударом, чтобы сделать невозможным быстрое восстановление противником путей.

В период Великой Отечественной многие местные железнодорожники ушли в подполье и партизанские отряды. На станции была организована крупнейшая сухопутная диверсия, совершенная одним человеком – Федором Крыловичем, получившая название «Огненная ночь».

Местные историки определили, что в районе действовали шесть-­семь партизанских бригад, которые вступили в схватку с врагом и проводили в том числе диверсии на железной дороге. Среди громких имен – Николай Королев, один из организаторов и руководителей коммунистического подполья и партизанского движения в Могилевской области. 1 января 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Николай Королев

До войны Королев возглавлял Осиповичский райисполком. С началом боевых действий получил указание оставаться в тылу врага и организовать всенародную борьбу против оккупантов. В состав первой группы вошли партийные и советские работники, сотрудники НКВД-­НКГБ. Затем она переросла в сильный партизанский отряд. 30 мая 1944 года ему присвоили имя И.В. Сталина.

Партизаны соединения пустили под откос 271 вражеский эшелон, вывели из строя 339 паровозов, 2190 вагонов, 463 платформы, 143 цистерны, уничтожили и повредили 274 автомашины, 17 танков, 10 бронемашин, сожгли 2235 тонн горючего, взорвали 21 железнодорожный и 259 шоссейных мостов, 17 км железнодорожного полотна.

Николай Королев принимал непосредственное участие во многих боевых операциях. В докладной записке начальнику ЦШПД П.К. Пономаренко от 18 сентября 1942 года он сообщал: «Контролируются железная дорога Минск – Бобруйск, начиная от станции Пуховичи до Бобруйска, узловая станция Осиповичи и железная дорога Осиповичи – Слуцк». За время действия отряда на указанных перегонах путем повреждения крепления рельсов и минирования пущены под откос три десятка вражеских поездов, из них 10 – с живой силой и лошадьми, 9 – с техникой и боеприпасами, три – с горючим. Уничтожены 39 цистерн и платформ.

В результате диверсионной работы на железной дороге были разбиты 513 и повреждены 217 вагонов, выведены из строя 23 паровоза. Так, в результате проведенной бойцами пяти партизанских отрядов с 3 по 4 августа 1943 года операции на железной дороге Минск – Бобруйск были перебиты 1037 рельсов, разрушена станция Осиповичи­-2, вырезаны 2 км линии связи.

В ночь на 20 июня 1944-­го партизаны открыли третий этап рельсовой войны. Железнодорожные направления Осиповичи – Бобруйск, Осиповичи – Могилев, Осиповичи – Слуцк оказались парализованы. А 24 июня в соответствии с планом «Багратион» началось мощное наступление войск 1-­го Белорусского фронта.

Победа была уже близка…

По материалам книги «Память. Осиповичский район»

Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТВ»