ЗАСО «ТАСК»

…И отражение моста в зеркальной глади Вилии

29 мая, 2025

Есть среди дорожников такая категория, что покоряет все четыре стихии разом: воздух, воду, огонь и землю. В данный момент в агрогородке Жодишки, который находится в 18 км севернее Сморгони и в 120 км северо-западнее Минска, подходит к финалу реконструкция моста через реку Вилию. Здесь мы застали специалистов МСУ № 7 за работой на пути к сдаче объекта, когда можно будет уже не угадывать по контурам будущее, а наслаждаться в настоящем полноценной картиной обновленного инженерного сооружения, внушающего уважение своими габаритами.

Евгений Подробо успешно справляется с работами по гидроизоляции
Электрогазосварщик Андрей Евдаков подготавливает поверхность моста к гидроизоляции. В МСУ № 7 – уже более 10 лет
Виктор Кононович – машинист и автогидроподъемника, и коленчатой автовышки Moog
Бригадир Андрей Швец и водитель Петр Маляк заняты на гидроизоляции моста

У дорожников-мостовиков, как, впрочем, у любых других дорожников, в профессии приветствуется универсализм: если ты бетонщик, стропальщик и водитель в одном лице, то вполне впишешься в коллектив таких же разносторонних специалистов. Илья Павлюченя, который доставил корреспондента газеты на объект, прежде трудился в дорожном строительстве и располагал возможностью на приобретение вышеперечисленных навыков, пригодившихся ему в МСУ № 7, где он за три года уже совершенно освоился.

Мы застали рабочих за процессом обмазочной и оклеечной гидроизоляции, которому предшествовали снятие асфальтобетонного покрытия и выдомкрачивание пролетных строений с целью замены опорных частей.

– Данный мост располагается на восьми опорах и имеет семь пролетов. Все эти пролеты мы объединили в две неразрезные плети: монолитную плиту формировали прямо на месте – армировали и бетонировали. На четвертой опоре установили деформационный шов, чтобы во время эксплуатационной нагрузки на мост, непредвиденной и неравномерной осадочности грунта и при колебании температур из-за сезонности избежать появления трещин и дефектов на отдельных частях сооружения, что может негативно повлиять на их несущие характеристики, – пояснил предназначение дилатационной конструкции прораб Алексей Аутко. – Мы заменили только то, что в этом нуждалось. Пролетные строения были в хорошем состоянии, поэтому приняли решение их оставить. Гидроизоляция защищает не столько от воды снизу, от реки, сколько от воды сверху, которая, просачиваясь в мельчайшие трещинки, постепенно разрушает даже жесткий монолит. Завершим этот этап и перейдем к установке перильных и барьерных ограждений вдоль полутораметровых тротуаров. Уже подготавливаем место для четырех мачт освещения, а последний штрих – укладку асфальтобетонного покрытия – доверим ДРСУ № 134 г. Сморгони.

Алексей Михайлович, как и большинство дорожников, увлеченно рассказывает о своей работе, но весьма скупо о себе. В мостовиках – 17 лет. Из династии строителей. Мечтал подростком о грандиозных и требующих смекалки объектах, что и нашел в нынешнем ремесле, где нет идентичных вариантов, где у каждого проекта – свои особенности и нюансы.

Буйно разросшаяся прибрежная растительность отражается в зеркальной глади Вилии. Неподалеку от моста по воде грациозно скользит семейка белых лебедей, добавляя сказочности и без того очаровательной панораме, открывающейся с высоты объекта. Такую работу невозможно не любить, в нее можно только влюбиться. Рабочие МСУ № 7 поделились историей, что даже два хозяйских гуся из агрогородка сбежали к лебедям – променяли прозу домашней жизни на поэзию воли.

Здесь люди трудятся на двух уровнях: под мостом и на мосту. Сверху расставлены баллоны с газом, в руках у специалистов – горелки. Пламя на службе у мостовиков: гудрон плавится под красными языками – прогресс оклеечной гидроизоляции очевиден.

Внизу на уже отпескоструенные опоры под давлением сжатого воздуха наносит специальную смесь, которая подается через торкрет-установку, Николай Пасынок – рабочий ООО «АлекЭрн Групп», подрядной организации МСУ № 7. Такая трудоемкая операция позволяет существенно усилить адгезивные свойства обрабатываемой поверхности. Все ради восстановления геометрии опор и укрепления их основания.

На съезде с моста в сторону агрогородка возле бортового камня работает Александр Бейма, бетонщик-стропальщик с 18-летним стажем в МСУ № 7 (на фото вверху). Он формирует пандус для удобства укладки гидроизоляции на тротуарном подъеме. В просторечье результат его труда называют кратко и емко: выкружало. Работа Александра – качественно важный этап, который необходим, чтобы не случилось завоздушивания во время обмазки битумом: прямой угол между бортовым камнем и поверхностью моста нужно закруглить – отсюда и народный термин.

– У нас достаточно напряженный график – 15 дней длится вахта, то есть полмесяца мы находимся вдали от родных. Продолжительность трудового дня – с семи утра и до восьми вечера. Рабочий процесс идет своим чередом, – кратко охарактеризовал рабочие будни Александр Бейма. Впоследствии удалось узнать, что наш собеседник еще и учитель черчения. Теперь его ватман вырос до величины моста, а циркуль преобразился в кельму.

В конторе-бытовке, которую мостовики возят за собой от объекта к объекту, тоже кипит работа. Здесь техник Тамара Калетинская, или по-свойски и негласно принятому здесь правилу вежливого обращения – Павловна, ежедневно осуществляет необходимые записи в производственно-технической документации. ТНПА (технические нормативные правовые акты) – ее вотчина. И хотя она на пенсии уже 13 лет, не оставляет выбранное по сердцу дело, а именно так и не иначе эта энергичная женщина относится к тому, что выполняет по долгу службы. Прекрасно владеет компьютером и не сбавляет обороты в познании нового ради повышения эффективности своего труда. Наша собеседница утверждает, что качество строительства мостов и качество ведения документации выросло на несколько порядков, и это притом что раньше мост возводили или ремонтировали в три-четыре раза дольше.

– Мне ведь судьбой предначертано работать в МСУ № 7. А где еще может найти свое призвание человек, который родился в Мостах? Даже фирменный мостостроевский логотип на форменной одежде – будто часть моей личной биографии. Я обожаю свою работу с ее постоянными выездами в разные уголки страны. Все гродненские переправы не обошлись без кирпичика моего участия. Знаменитый подвесной мост в городе моей юности, Мостах, – изюминка для туристов, – рассказала кратко о себе Тамара Павловна. – Две недели в командировке и две недели дома – прекрасный график для того, кому не сидится на месте, как мне. Местные жители уже нас знают в лицо, и когда рабочих забирают с остановки, чтобы доставить на объект, сморгонцы всегда радушно приветствуют, как родных: «Здравствуйте, хлопцы!». Процесс преображения моста – это воистину волшебство. Будто ремонт в квартире. Клеишь, штукатуришь, красишь, а после – восторг. Гидроизоляцию ведь тоже клеят, как обои, из рулонов, только с помощью огня. А когда снимаем опалубку – это опять-таки торжественный момент: в одночасье открывается мощь конструктива. В Жодишках мы – на завершающем этапе. Недавно главный инженер встал под сооружением, осмотрелся с улыбкой и говорит: «А красивый мостик получился!». Мы работаем в полную силу, а потом сами же любуемся результатом, но мельком, вскользь, ведь впереди нас уже ждут новая локация и новый проект.

Предысторию сооружения в Жодишках мы узнали из уст жителя агрогородка, владельца агроусадьбы и профессионального историка Олега Мизуло:

– У этого моста – богатое и насыщенное событиями прошлое, его не уложишь в несколько строк. Дело в том, что задолго до нынешнего варианта, построенного где-то с 1974 по 1976 год, это место было облюбовано минувшими поколениями. Остовы прежних переправных сооружений несколько обмелевшая Вилия еще не уничтожила окончательно. Мне было лет пять, когда этот мост возвели. К строительству подошли основательно, поскольку одним из главных его предназначений была переброска военных колонн из Постав и обратно для нужд ракетных частей, располагавшихся в то время в деревне Гаути и в районе деревни Девятни. Повышенные и регулярные нагрузки, которые предполагались, требовали особых методов при осуществлении проекта. Может быть, поэтому данное сооружение 50 лет обходилось без серьезных ремонтов, а теперь, после капитальной реконструкции, еще простоит не меньше.

Вид на мост через Вилию и усадьбу (бывший иезуитский коллегиум), 1915 год
Мост через Вилию в Жодишках, предположительно между 1914 и 1918 годами

Светлана ЯРОШЕВИЧ, «ДБ»