ЗАСО «ТАСК»

И дольше века длится рейс: 100 лет назад в Минске началось регулярное движение пассажирских автобусов

28 октября, 2024

Урчание двигателей автобусов давно стало частью городской симфонии. Вспомним, как зарождалась эта важная составляющая нашей повседневной жизни.

Первый регулярный автобусный маршрут запустили в Минске 23 октября 1924 года. В тот день по улицам впервые прокатились английские «Лейланды», позже к ним присоединились «Рено», «Форды», «Фиаты», «Штайры». Вмещали они 20–40 пассажиров и развивали приличную по тем временам скорость – до 25 км/ч. Поначалу курсировали по трем маршрутам: от железнодорожного вокзала до районов Комаровки, Серебрянки и реки Переспа. Популярностью пользовались и так называемые культурно-бытовые линии: машины подавались к театрам, кинотеатрам, баням. Ежедневно они совершали 10–12 рейсов, успевая перевезти до 700 человек.

Этим видом транспорта в 1926–1927 годах воспользовалось около 780 тыс. пассажиров – вдвое меньше, чем конкой. А с появлением в Минске электрического трамвая популярность его снизилась еще больше. Одна из причин – материальная: проезд конкой стоил 3–4 копейки, в трамвае – 10. На автобусе цена зависела от участков (позже – остановок). К примеру, от вокзала до Комаровки нужно было заплатить 24 копейки.

В конце 1920-х в Минске стали появляться и первые советские автобусы АМО-Ф15, выпущенные на заводе Автомобильного московского общества. В 1931-м минчане опробовали Я-6, которые собирались в Ярославле. Они были мощнее английских «Лейландов» и обладали лучшей проходимостью. В том же году создана автобаза «Минскоблавтотранс», пассажирский парк составлял около 20 автобусов ГАЗ-0330 и ЗИС-8. Располагалась она на улице Брилевской.

С 1935-го в столице курсировали в основном московские ЗИС-8, а затем ЗИС-16, которые в отличие от предшественника имели более просторный салон, мощный двигатель и модный обтекаемый кузов. Вмещала машина 34 пассажира и разгонялась до 65 км/ч. Кстати, ЗИС-16 встречался на улицах Минска и в 1950-е.

За годы немецкой оккупации подвижной состав был практически полностью уничтожен. В 1946-м в строю оставались чудом уцелевший Я-6, несколько ЗИСов и 17 трофейных машин различных марок. Они и работали на линиях. Автобусное движение восстанавливалось медленно: в 1947 году появился первый маршрут «Товарная станция – Дом печати». Чуть позже заработал еще один: «Аэропорт – Дом печати». К концу 1940-х в столице их стало уже восемь.

Февраль 1947 года – знаковая веха в истории «Минсктранса»: тогда был создан Минский автобусно-таксомоторный парк. В его распоряжении находилось чуть больше 40 автобусов. Штат состоял из 37 водителей, 18 кондукторов, 11 ремонтников и 10 инженерно-технических работников. Ремонтные мастерские располагались в крытом помещении, а обслуживание автобусов проводилось на специализированных площадках. Со временем предприятие трансформировалось в автобусный парк № 1. Он и дал начало второму и третьему.

Во второй половине XX века автобусное движение в Минске развивалось стремительными темпами. Город расширял свои границы, а первыми в новые районы приходили, конечно же, автобусы. К середине 1950-х АП № 1 насчитывал свыше 450 ЗИЛов, ПАЗов и ЛАЗов, а к концу 1960-х в столице появились легендарные «Икарусы», ставшие настоящими любимцами горожан.

В 1972 году Минск первым из городов СССР перешел на талонную оплату проезда в общественном транспорте. Появились компостеры, на улицах начали устанавливать билетные киоски.

К 1979-му в городе работали 65 автобусных маршрутов, а к середине 1980-х – 100. В столице действовали семь автобусных парков, и с каждым годом популярность автобуса среди пассажиров только возрастала. В 1992-м в Беларуси стартовало производство собственных – марки МАЗ.

В начале нового тысячелетия на столичных маршрутах появилась целая линейка белорусских автобусов – «Неман», МАЗ, «Белкоммунмаш», а также украинские «Богдан», собранные на территории нашей страны под брендом «Радзiмiч». В 2006 году популярные ранее «Икарусы» и ЛиАЗы были заменены новыми МАЗами.

Наземный городской пассажирский транспорт постепенно становился более инновационным, комфортным и безопасным, а с появлением электробусов еще и экологически чистым. В 2019-м было проведено масштабное обновление парка столицы автобусами марки МАЗ и электробусами производства «Белкоммунмаш». Сейчас «Минсктранс» эксплуатирует более 80% автобусов высокого экологического класса.

Протяженность автобусной сети – 2546,75 км. Штат сотрудников насчитывает более 9 тыс. человек, из них половина – водители.

Оглядываясь на события прошлого века, можно смело прогнозировать, что изменения следующих 100 лет будут во много раз эффективнее как для потребителей, так и для общества в целом. Виталий Черноокий, заместитель директора по идеологической, социальной работе и кадрам филиала «Автобусный парк № 5», отметил:

– Цель превратить нашу столицу в современный, красивый и чистый город наметила новые направления в развитии общественного транспорта. Каждая поездка, которую совершает пассажир, должна быть безопасной, быстрой и удобной.

Сегодня «Минсктранс» стремится добиться нулевого уровня выбросов в атмосферу. В этой связи особое внимание уделяется развитию транспорта на электротяге.

На 1 октября 2024 года производственная база пассажирского транспорта государственного предприятия «Минсктранс» включает 2130 единиц, из них 62% составляют автобусы и электробусы, которые обслуживают 214 маршрутов столицы.

– Электробусы хорошо показали себя в эксплуатации. Буквально на днях наш автопарк пополнился современными моделями Е433 серии «Витовт», которые курсируют по маршруту № 1, – подчеркнул Виталий Черноокий. – Внешне они отличаются от своего предшественника планировкой салона. Оборудованы системами кондиционирования и климат-контроля, предусмотрены видеонаблюдение, USB-разъемы, накопительные площадки с местом для размещения маломобильных граждан в креслах-колясках.

Автобус остается самым востребованным видом городского пассажирского транспорта столицы. А каким он будет в ближайшем будущем? Беспилотным? Еще более экологически чистым? Узнаем совсем скоро.

19 059,6 млн пасс.-км составил пассажирооборот Беларуси в январе – сентябре, или 109,1% к соответствующему периоду прошлого года. Услугами пассажирского транспорта воспользовались 1212 млн человек (плюс 5%).

Диана СЮЛЬЖИНА, «ТВ»