Урчание двигателей автобусов давно стало частью городской симфонии. Вспомним, как зарождалась эта важная составляющая нашей повседневной жизни.

Первый регулярный автобусный маршрут запустили в Минске 23 октября 1924 года. В тот день по улицам впервые прокатились английские «Лейланды», позже к ним присоединились «Рено», «Форды», «Фиаты», «Штайры». Вмещали они 20–40 пассажиров и развивали приличную по тем временам скорость – до 25 км/ч. Поначалу курсировали по трем маршрутам: от железнодорожного вокзала до районов Комаровки, Серебрянки и реки Переспа. Популярностью пользовались и так называемые культурно-бытовые линии: машины подавались к театрам, кинотеатрам, баням. Ежедневно они совершали 10–12 рейсов, успевая перевезти до 700 человек.
Этим видом транспорта в 1926–1927 годах воспользовалось около 780 тыс. пассажиров – вдвое меньше, чем конкой. А с появлением в Минске электрического трамвая популярность его снизилась еще больше. Одна из причин – материальная: проезд конкой стоил 3–4 копейки, в трамвае – 10. На автобусе цена зависела от участков (позже – остановок). К примеру, от вокзала до Комаровки нужно было заплатить 24 копейки.

В конце 1920-х в Минске стали появляться и первые советские автобусы АМО-Ф15, выпущенные на заводе Автомобильного московского общества. В 1931-м минчане опробовали Я-6, которые собирались в Ярославле. Они были мощнее английских «Лейландов» и обладали лучшей проходимостью. В том же году создана автобаза «Минскоблавтотранс», пассажирский парк составлял около 20 автобусов ГАЗ-0330 и ЗИС-8. Располагалась она на улице Брилевской.
С 1935-го в столице курсировали в основном московские ЗИС-8, а затем ЗИС-16, которые в отличие от предшественника имели более просторный салон, мощный двигатель и модный обтекаемый кузов. Вмещала машина 34 пассажира и разгонялась до 65 км/ч. Кстати, ЗИС-16 встречался на улицах Минска и в 1950-е.
За годы немецкой оккупации подвижной состав был практически полностью уничтожен. В 1946-м в строю оставались чудом уцелевший Я-6, несколько ЗИСов и 17 трофейных машин различных марок. Они и работали на линиях. Автобусное движение восстанавливалось медленно: в 1947 году появился первый маршрут «Товарная станция – Дом печати». Чуть позже заработал еще один: «Аэропорт – Дом печати». К концу 1940-х в столице их стало уже восемь.
Февраль 1947 года – знаковая веха в истории «Минсктранса»: тогда был создан Минский автобусно-таксомоторный парк. В его распоряжении находилось чуть больше 40 автобусов. Штат состоял из 37 водителей, 18 кондукторов, 11 ремонтников и 10 инженерно-технических работников. Ремонтные мастерские располагались в крытом помещении, а обслуживание автобусов проводилось на специализированных площадках. Со временем предприятие трансформировалось в автобусный парк № 1. Он и дал начало второму и третьему.

Во второй половине XX века автобусное движение в Минске развивалось стремительными темпами. Город расширял свои границы, а первыми в новые районы приходили, конечно же, автобусы. К середине 1950-х АП № 1 насчитывал свыше 450 ЗИЛов, ПАЗов и ЛАЗов, а к концу 1960-х в столице появились легендарные «Икарусы», ставшие настоящими любимцами горожан.
В 1972 году Минск первым из городов СССР перешел на талонную оплату проезда в общественном транспорте. Появились компостеры, на улицах начали устанавливать билетные киоски.
К 1979-му в городе работали 65 автобусных маршрутов, а к середине 1980-х – 100. В столице действовали семь автобусных парков, и с каждым годом популярность автобуса среди пассажиров только возрастала. В 1992-м в Беларуси стартовало производство собственных – марки МАЗ.

В начале нового тысячелетия на столичных маршрутах появилась целая линейка белорусских автобусов – «Неман», МАЗ, «Белкоммунмаш», а также украинские «Богдан», собранные на территории нашей страны под брендом «Радзiмiч». В 2006 году популярные ранее «Икарусы» и ЛиАЗы были заменены новыми МАЗами.
Наземный городской пассажирский транспорт постепенно становился более инновационным, комфортным и безопасным, а с появлением электробусов еще и экологически чистым. В 2019-м было проведено масштабное обновление парка столицы автобусами марки МАЗ и электробусами производства «Белкоммунмаш». Сейчас «Минсктранс» эксплуатирует более 80% автобусов высокого экологического класса.
Протяженность автобусной сети – 2546,75 км. Штат сотрудников насчитывает более 9 тыс. человек, из них половина – водители.
Оглядываясь на события прошлого века, можно смело прогнозировать, что изменения следующих 100 лет будут во много раз эффективнее как для потребителей, так и для общества в целом. Виталий Черноокий, заместитель директора по идеологической, социальной работе и кадрам филиала «Автобусный парк № 5», отметил:
– Цель превратить нашу столицу в современный, красивый и чистый город наметила новые направления в развитии общественного транспорта. Каждая поездка, которую совершает пассажир, должна быть безопасной, быстрой и удобной.
Сегодня «Минсктранс» стремится добиться нулевого уровня выбросов в атмосферу. В этой связи особое внимание уделяется развитию транспорта на электротяге.

– Электробусы хорошо показали себя в эксплуатации. Буквально на днях наш автопарк пополнился современными моделями Е433 серии «Витовт», которые курсируют по маршруту № 1, – подчеркнул Виталий Черноокий. – Внешне они отличаются от своего предшественника планировкой салона. Оборудованы системами кондиционирования и климат-контроля, предусмотрены видеонаблюдение, USB-разъемы, накопительные площадки с местом для размещения маломобильных граждан в креслах-колясках.
Автобус остается самым востребованным видом городского пассажирского транспорта столицы. А каким он будет в ближайшем будущем? Беспилотным? Еще более экологически чистым? Узнаем совсем скоро.
19 059,6 млн пасс.-км составил пассажирооборот Беларуси в январе – сентябре, или 109,1% к соответствующему периоду прошлого года. Услугами пассажирского транспорта воспользовались 1212 млн человек (плюс 5%).
Диана СЮЛЬЖИНА, «ТВ»