ЗАСО «ТАСК»

Гудок в будущее зовет

7 февраля, 2025

Минский государственный колледж железнодорожного транспорта имени Е.П. Юшкевича кует кадры для стальной магистрали с 1922 года. Свыше 25 тыс. выпускников за весь период работы учреждения образования, более 250 – ежегодно! О поводах для гордости, популярных среди абитуриентов профессиях, применении в обучении современных технологий и сложившихся традициях мы побеседовали с директором и его заместителем по учебно-производственной работе.

В 2024/2025 учебном году в стенах колледжа получают профессионально-техническое (ПТО) и среднее специальное образование (ССО) 680 учащихся, плюс 200 человек – на заочной форме. Железной дороге нужны кадры, поэтому здесь стремятся удовлетворять потребности предприятий, обучая все больше ребят. Количество абитуриентов увеличивается, и скоро прием выйдет на численность 800 человек на уровне ПТО, 50 – ССО.

Директор учебного заведения Дмитрий Стурлис – один из тех профессионалов, которые проносят верность своей альма-матер сквозь года. В учреждении образования он работает с 1986-го, а в должности директора – четвертый год:

– Мы ощутимо укрепили материально-техническую базу, отремонтировали кабинеты и мастерские, открыли новые специальности. Имеется свой корреспондентский пункт – учащиеся выпускают ежемесячную газету, активно развивают соцсети: профили колледжа в TikTok и Instagram помогают популяризировать железнодорожные профессии, показывая широкой аудитории интернет-пользователей увлекательные учебные будни. Ребята принимают участие в международных онлайн-конкурсах. У нас хороший педагогический коллектив, трудятся прекрасные практики, имеющие за плечами опыт работы на стальной магистрали. Таким составом преподавателей общеобразовательных предметов, как у нас, может похвастаться далеко не каждая школа. А еще мы готовимся к открытию обновленного музея, экспозиция которого представляет собой настоящий кладезь связанных с историей колледжа материалов. Некоторые из экспонатов можно будет даже потрогать.

По словам Дмитрия Зигмунтовича, сейчас администрация занимается внесением изменений в ОКРБ 011-2022 с целью добавить квалификации «Машинист автомотрисы», «Машинист мотовоза», «Помощник машиниста автомотрисы», «Помощник машиниста мотовоза». Этих профессий в классификаторе нет, поэтому прием на специальность «Эксплуатация железнодорожного тягового подвижного состава» на уровне ПТО не представляется возможным, хотя потребность у организаций – заказчиков кадров есть.

Также в ближайшей перспективе – увеличение количества учащихся, поскольку спрос на специалистов ощутимо больший. Дмитрий Стурлис рассчитывает, что к 2027–2028 годам кадров для железной дороги будет достаточно.

– Я ведь тоже выпускник этого учреждения, как и многие наши работники, – с улыбкой вступает в диалог заместитель директора по учебно-производственной работе Евгений Скакун. – Приятно осознавать, что являюсь частью вековой истории колледжа. В настоящий момент в рамках восьми специальностей поступающим предлагаются 14 квалификаций: «Помощник машиниста тепловоза», «Помощник машиниста электровоза», «Помощник машиниста электропоезда», «Осмотрщик-ремонтник вагонов», «Составитель поездов», «Слесарь по ремонту подвижного состава», «Проводник пассажирского вагона», «Кассир билетный», «Горничная», «Монтер пути», «Оператор дефектоскопной тележки» – на уровне профессионально-технического образования; «Техник-электромеханик», «Специалист по организации перевозок», «Техник» – среднего специального в заочной форме на платной основе (для тех, кто уже имеет ПТО). Срок обучения – 2 года 9 месяцев.

Наш собеседник заметил, что раньше наибольшей популярностью пользовалась профессия помощника машиниста, однако в 2024-м желающих получить квалификации проводника пассажирского вагона, кассира билетного и горничной оказалось около 150 при плане приема 90. Администрация колледжа учла высокий конкурс на место, и в текущем году набор на специальность «Обслуживание перевозок на железнодорожном транспорте» (квалификации «Проводник пассажирского вагона», «Кассир билетный») будет увеличен до 112 человек, в основном девушек, но смогут поступать и юноши. Данную специальность можно освоить на основе общего базового образования (срок обучения – 2 года 10 месяцев), а также общего среднего (10 месяцев, план приема – 30 человек), а на уровне ССО девушкам и юношам впервые на основе общего базового образования будет доступна «Организация перевозок на железнодорожном транспорте» (квалификация – «Специалист по организации перевозок», срок обучения – 3 года 6 месяцев). Кстати, получить данную специальность можно и заочно на базе профессионально-технического образования.

Во время учебного процесса на занятиях всегда присутствует много интерактива:

– Имеется кабинет, где учащиеся на планшетах проходят различные тесты с использованием таких онлайн-сервисов, как Google Classroom, Online Test Pad, Pruffme. Наши преподаватели разрабатывают электронные комплексы, в которых содержится вся необходимая информация, в том числе конспекты. При помощи искусственного интеллекта мы даже записываем аудиокниги, чтобы каждый учащийся мог прослушать курс по тому или иному предмету. Стараемся внедрять как можно больше актуальных технологий, опираясь на предпочтения современной молодежи, которую привлекает интерактивная составляющая занятий. А когда ученик заинтересован, он сразу же начинает впитывать информацию активнее. Кроме того, колледж может похвастаться прекрасно оборудованными мастерскими, тренажерами, в том числе электровоза ВЛ80C, где ребята оттачивают навыки управления локомотивом, – описывает преимущества материально-технической базы учреждения Евгений Александрович.

Занятия на тренажере электровоза ВЛ80C

Помимо основных занятий, учащиеся посещают факультативы, а в свободное от учебы время осваивают 3D-моделирование, развивают свои таланты, занимаясь в театральной студии, участвуют в мероприятиях как на базе колледжа, так и на городском уровне:

– Выставки, музеи, профориентационная работа… На многих городских мероприятиях мы – в первых рядах, поскольку наши учащиеся – это синтез безупречного внешнего вида и идеальной дисциплины, которой в стенах заведения уделяется повышенное внимание, – отмечает Евгений Скакун. – В начале учебного дня проходит линейка, где мастер группы и ее куратор строят ребят, проверяя их внешний вид: каждый должен быть в железнодорожной форме, а она, конечно же, сама по себе хорошо дисциплинирует. Мы изначально готовим учащихся так, чтобы они приходили на свои первые рабочие места исполнительными и пунктуальными.

Заместитель директора по учебно-производственной работе признает: железная дорога – всегда отчасти романтика, «когда встречаешь рассветы и провожаешь закаты под стук колес». Но в первую очередь это большая ответственность за огромную транспортную артерию, без которой ни одно государство не может нормально функционировать:

– Считаю, что все работники колледжа заняты очень важным делом – взращиванием молодого поколения железнодорожников. Ребята вдохновляют меня: смотрю на них и понимаю, что они – будущее отрасли. Мы верим в молодежь, в каждом учащемся стараемся разглядеть талант, и, кстати, среди наших выпускников – много руководителей, плодотворно работающих на благо стальной магистрали. Радует и то, что ребята приходят к нам с энтузиазмом, развиваются на глазах, растут профессионально. После окончания колледжа выпускник может пойти работать либо подать документы на получение среднего специального или высшего образования. Конечно, мы агитируем их поступать именно к нам на заочное отделение, где набор составляет 80 человек, сессии проходят несколько раз в год, а по окончании молодые люди получают квалификацию «Техник». После нашей второй ступени предусмотрена сокращенная форма обучения в вузе – это либо Белорусский государственный университет транспорта в Гомеле, либо столичные Белорусский национальный технический университет и Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники.

Учащийся второго курса Сергей Капорцев, осваивающий квалификации «Помощник машиниста электровоза», «Помощник машиниста тепловоза», «Слесарь по ремонту подвижного состава», уже в детстве проявлял особый интерес к железнодорожному транспорту:

– Мне очень хотелось развиваться в данном направлении: научиться управлять локомотивом, вести за собой эту мощную машину, ощущая ответственность за вверенных мне пассажиров или перевозимые грузы. Прививать любовь к будущей профессии нам, учащимся, помогают преданные своему делу преподаватели, а хорошая материальная база позволяет надежно закреплять полученные знания. Я отношусь к числу активистов колледжа, занимаюсь развитием медиапространства нашего учебного заведения, а возможность совмещать учебу и творчество позволила обрести здесь новых друзей и единомышленников. Люблю свой колледж.

Первокурсница Полина Ших, сделавшая выбор в пользу квалификаций «Проводник пассажирского вагона», «Кассир билетный», «Горничная», гордится тем, что поступила именно в это учебное заведение:

– Я в полном восторге от железнодорожной формы. Уверена, что буду работать по выбранной мною профессии. Пока рановато говорить о планах, но есть мысли о том, чтобы по окончании колледжа получить высшее образование. Общаюсь с ребятами со всех курсов. Любимые предметы – «Спецтехнология», «Организация обслуживания пассажиров».

Одной из «изюминок» Минского государственного колледжа железнодорожного транспорта является необычная традиция: 1 сентября во время линейки звучит торжественный гудок паровоза, который символизирует начало нового учебного года, наполненного гулом голосов учащихся, неустанно движущегося вперед – к достижению поставленных ребятами и преподавателями целей. И никто не бежит впереди этого паровоза, поскольку все понимают: мастерство рождается в упорном труде.

Диана ХВАЛЬКО, «ТВ»