ЗАСО «ТАСК»

Газовый рывок в будущее

3 октября, 2024

Природный газ представляет собой уникальный энергоноситель, который можно использовать в первозданном виде без переработки. Это качество открывает широкие перспективы для создания эффективной системы топливообеспечения. Эксперты прогнозируют, что к 2030 году доля газа составит около 10% общего объема потребления топлива в мире.

Актуальные вопросы и перспективы развития рынка газомоторного топлива рассмотрели на совместном заседании комиссий по энергетике, транспорту, промышленности и торговле парламентарии Союзного государства. К участию были приглашены представители транспортных и энергетических ведомств обеих стран, а также крупных промышленных и перерабатывающих предприятий.

В настоящее время Беларусь обладает достаточно широкими компетенциями по производству газомоторного транспорта и оборудования. Уже более 10 лет данное направление развивает Минский автомобильный завод. За этот период он реализовал свыше 1700 единиц техники на природном газе. Промышленный гигант БЕЛАЗ в прошлом году произвел первый в мире 30-тонный карьерный самосвал с двигателем внутреннего сгорания, работающим на сжиженном природном газе. Образец пользуется спросом. Заключен договор на поставку техники в Новокузнецк. На Гомельщине эксплуатируются 50 газомоторных комбайнов, заправка которых осуществляется с помощью передвижных заправщиков ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». В нашей стране насчитывается 28 газозаправочных станций.

По словам заместителя министра энергетики Беларуси Дениса Мороза, сегодня в республике наблюдается активный переход малого и среднего бизнеса в сфере перевозок пассажиров автомобилями-такси на использование сжиженного природного газа. Это позволяет существенно снизить затраты на эксплуатацию ТС. Примечательный факт: с 2023 года Беларусь занимает третье место по дешевизне стоимости транспортных услуг в данном секторе.

Здесь надо, конечно, отметить, что для Беларуси природный газ сам по себе является импортным продуктом, и это оказывает определенное влияние на стратегии по развитию его применения. После ввода в эксплуатацию БелАЭС в республике принят ряд государственных программ и нормативных правовых актов, направленных на стимулирование увеличения электропотребления. Одним из важнейших направлений стало развитие электротранспорта. Однако расширение кооперационных связей в серийном производстве такой техники и оборудования Беларусь приветствует.

В России газомоторное топливо активнее всего применяется на автотранспорте. За период с 2015 по 2023 год численность таких ТС и стационарных заправочных, использующих компримированный или сжиженный природный газ, выросла почти в четыре раза. Объем потребления метана в этом секторе увеличился в 4,5 раза.

С 2018-го по линии Минэнерго РФ реализуется программа поддержки субъектов, инвестирующих в продвижение на рынок газомоторного топлива, путем компенсации понесенных затрат в максимальном объеме. Стартовавшая сначала в пилотных регионах, сегодня она охватывает всю страну. Важнейшее условие участия – прохождение производителями оборудования сертификации по установленной процедуре.

Финансовая поддержка, безусловно, дает свои плоды. Тем не менее загрузка заправочных станций остается пока на уровне порядка 33%. Решение вопроса – в увеличении объемов производства газомоторных автотранспортных средств. За два минувших года в России их произведено 32 тысячи, или менее 1% общего количества. За 2020–2023 годы на газомоторное топливо перешли 86 тыс. автомобилей, в том числе с использованием субсидий – около 42 тысяч. В основном производится переоснащение легкового транспорта (80%) и магистральных тягачей (9%).

Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси представлял на заседании заместитель начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Антон Александров. В формате видеоконференции он ознакомил с опытом эксплуатации в нашей стране общественного транспорта, работающего на компримированном природном газе.

В течение примерно девяти лет государственным предприятием «Минсктранс» при выполнении городских перевозок в столице эксплуатируются автобусы на газомоторном топливе. Задействованы такие транспортные средства и в Гомельской области на пригородных перевозках. Сдерживающим фактором сегодня является недостаточно развитая сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, что приводит к увеличению непроизводительных пробегов.

Позиция Минтранса Беларуси заключается в том, что для увеличения количества транспорта на компримированном природном газе очень важно на первоначальном этапе расширить сеть соответствующих заправочных станций.

Результаты состоявшегося заседания представителям СМИ прокомментировали руководители трех комиссий Парламентского собрания Союзного государства.

Практика подтверждает, что использование газомоторного топлива ведет к экономии. Но для дальнейшего развития этого направления необходима разработка соответствующей программы Союзного государства. Важно понимать, что речь идет не о 100-процентной замене бензиновых и дизельных двигателей. Газомоторное топливо просто займет свою нишу – не менее 25–30%. В решении вопроса должны присутствовать четкий расчет и понимание, что выгоднее пойти на большие расходы, купить трактор на газомоторном топливе, но через пять или шесть месяцев окупить эти повышенные затраты.

Новая техника, конечно, требует создания соответствующей инфраструктуры. Не будет заправочных станций – никто не купит газомоторный автомобиль. Как правило, в таких сложных вопросах решающее слово должны сказать наука и экономика. После этого мы, как политики, доведем информацию до потребителя и эксплуатационника, а производитель, как только появится спрос, сам начнет выпускать необходимую технику. Наша задача – отрегулировать эти моменты, отмечают союзные парламентарии.

Почему рассматривается данный вопрос в рамках Союзного государства? Потому что нужна кооперация. Россия обладает огромными ресурсами газа. Но при этом 53% сельхозтехники на ее рынок поставляет Беларусь. 80% рынка РФ – те же МАЗы, карьерная техника БЕЛАЗ.

Без взаимодействия и кооперации, без создания условий для производства газомоторной техники (сельскохозяйственной, дорожно-строительной, коммунальной, пассажирского транспорта) и заправочных комплексов вдоль основных магистралей и в местах потребления нам не обойтись. Эффект экономический, социальный, экологический будет очень высокий.

Обсуждалась на заседании и идея создания в рамках интеграционного объединения магистрального тягача, который сможет пробегать в год не менее 150 тыс. км.

– То есть мы должны себе сказать: не только колесо и кабина, но и двигатель, а также все остальное должно быть союзного производства, – подчеркнул председатель комиссии по транспорту Евгений Москвичев. – Это реально. В Советском Союзе раньше были отечественные машины. Да, на международный рынок мы закупали импортную технику. Но это единицы. По такому пути надо идти двум заводам – МАЗу и КАМАЗу. Решить, кто что будет выпускать, и начинать работать на благо Союзного государства.

Депутаты также акцентировали внимание на необходимости обеспечения равных условий реализации продукции и субсидирования производителей на территории двух стран на законодательном уровне.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»