ЗАСО «ТАСК»

Формула Радевича

22 октября, 2024

Тридцать пять лет отделяют Владислава Радевича от того дня, когда он впервые побывал на станции Гродно и соприкоснулся с профессией составителя поездов. И разница между новичком и профессионалом, прежде всего, в степени мастерства. Теперь она – высшая. За значительный личный вклад в развитие железнодорожного транспорта он был отмечен нагрудными знаками «Выдатнік Беларускай чыгункі», «Почетный железнодорожник», многочисленными грамотами и благодарностями. А в этом году ему вручен знак отличия Министерства транспорта и коммуникаций «Ганаровы транспартнiк».

У нашего героя – крепкая и дружная семья. С женой Натальей, которая трудится на предприятии «Гродножилстрой», они вместе почти 35 лет. Сын Александр работает в автотранспортной сфере, дочь Анна – в юридической, в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком: Эрику – два года, Софья и Ярослав – в третьем классе.

Железнодорожником Владислав стал по воле случая. Вернувшись из армии, по совету родного брата, который тогда и сейчас трудится старшим регулировщиком скорости движения вагонов, пришел на станцию Гродно, чтобы посмотреть, в чем заключается работа составителя поездов. И очень ему захотелось попробовать свои силы в таком трудном деле, тем более и с техникой был на «ты». Подействовал и имидж организации – на железной дороге трудиться очень престижно, да и зарплата достойная. Хороший коллектив, отличное руководство станции Гродно – эти плюсы он рассмотрел уже во время работы.

– Маневровым процессом руководит дежурный по станции либо станционный диспетчер. Составителю дается задание сформировать или расформировать состав, и он становится глазами и ушами машиниста – постоянно руководит его движением, – рассказывает наш собеседник. Опыт и творческий подход – тут только в помощь, поскольку требуется быстро определить количество вагонов и сообщить машинисту, чтобы тот знал, где скорость маневрового состава снизить, где ее увеличить или остановиться. Именно составитель поездов несет ответственность за четкое, правильное и безаварийное выполнение данного задания. Осмотр подвижного состава – тоже одна из важнейших задач. Необходимо обеспечить сохранность груза, в том числе опасного, ведь при операции погрузочно-выгрузочных работ может быть нанесен ущерб вагонам. Выполнение профессиональных обязанностей требует особого внимания, обновления знаний, постоянного повышения уровня квалификации.

Составитель поездов станции Гродно УП «Барановичское отделение Белорусской железной дороги» хорошо знает свой участок и ориентируется на нем. Это непременное условие. В течение рабочей смены Владислав Марьянович может переходить с одного на другой. Начать смену в Гродно, а закончить на любой из станций железнодорожного узла.

– График движения должен неукоснительно соблюдаться. В маневровом движении, как и на всей стальной магистрали, не бывает плохой погоды, у нас всегда она хорошая, ведь нужно выполнять поставленные задачи. Только в грозу на некоторое время можем прекратить работу, – вводит в курс дела специалист. Этим летом жарких дней было достаточно, но, по его словам, проще работать в минус 25, чем в плюс 35 градусов. Для того чтобы чувствовать себя комфортно в морозные дни, следует лишь теплее одеться.

Внимательным и собранным надо быть постоянно, все действия должны быть хорошо обдуманными – выводит свою формулу успеха Радевич. На вопрос, что помогает отдыхать, разгружаться от напряжения, объясняет, мол, за столько лет выработалось умение концентрировать внимание на том, что необходимо в определенный момент:

– Находить общий язык с коллегами просто, у каждого – свои обязанности, и мы всегда спокойно можем обсудить ситуацию. Все работники станции Гродно относятся друг к другу с уважением.

Владислав Марьянович уже долгие годы является отличным примером для молодежи, многим из них он помог сделать первые шаги в профессию составителя поездов. А Никита Гудень и Олег Карась, получив высшее образование, познакомились поглубже с азами маневровой работы и сейчас трудятся на станции Гродно диспетчерами.

Многие годы составитель поездов Владислав Радевич выполняет нелегкую работу с большой ответственностью и высоким мастерством, является настоящим профессионалом. На таких замечательных тружениках держится не только белорусская магистраль, но и вся транспортная отрасль страны.

– Среди составителей поездов случайных людей не бывает, – уточняет Владислав Марьянович. – Наверное, эта работа одна из самых сложных на железной дороге. Добросовестное исполнение служебных обязанностей – вот что главное в нашей профессии. По-другому никак нельзя.

Светлана СМОЛЕЙ, «ТВ»