Труженики Витебской дистанции электроснабжения свято чтут память о тех, благодаря кому мы сегодня живем под мирным небом. Многие истории, случившиеся с их родными в годы войны, передаются из поколения в поколение.
Сергей Зацаренко, заместитель начальника дистанции. На железной дороге – более трех десятков лет, среди многочисленных поощрений за хорошую работу – нагрудные знаки «Выдатнік Беларускай чыгункі» и «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» ІІІ степени:
– Мои дедушка и бабушка – Иван Лазаревич и Надежда Ивановна Зацаренко – жили перед войной в украинском Днепродзержинске. Дедушка работал учителем, бабушка – медсестрой. В 1941 году, оставив моего отца и его сестру в детском доме, они ушли на фронт. Детдом, к сожалению, эвакуировать не успели, и детей разобрали по семьям местные жители. Бабушка всю войну прошла медсестрой: служила на санитарном поезде. И рассказывать, как спасала раненых, не любила. Только и помню ее единственную фразу о том времени: ходили по крови и собирали выживших. Поясняла, что вспоминать такое очень тяжело. Дед был призван в Москву, в войска ПВО. Участвовал в обороне столицы Советского Союза. А когда наша армия перешла в наступление, был направлен в десантную дивизию политруком, с которой и встретил победу в Чехии. Имеет медали «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», орден Красной Звезды. После возвращения с фронта они два года искали детей, нашли у женщины, которая их забрала к себе.


Помню, когда я приезжал к ним в гости, дедушка часто был занят, но иногда катал меня на моторной лодке по Днепру, а бабушка готовила наваристые борщи и вкусные вареники с вишней. Тема войны всегда была очень тяжелой. Родные постоянно твердили, что самое главное в жизни – не деньги, а здоровье, питание, отдых и мирное небо над головой. Это то, что делает нас счастливыми.
Дед по материнской линии Иван Евдокимович Карпов, согласно полученной в 1950 году похоронке, считался без вести пропавшим. Он родился в Велижском районе на Смоленщине. Когда началась Великая Отечественная, был в учебке в городе Кандалакша Мурманской области. Оттуда его и призвали на фронт. К тому моменту был женат, имел двух маленьких дочерей – Люсю и Валю (мою маму). Из Кандалакши семью эвакуировали в Казахстан, а после окончания войны родные вернулись в Смоленскую область. Спустя годы, когда открылись архивы, я выяснил, что дедушка воевал стрелком в 23-й гвардейской стрелковой дивизии и убит в бою в ноябре 1942-го в Новгородской области. Ему было всего 28.

Вместе с дочерьми мы съездили на могилу деда в Новгородскую область. Это недалеко от города Старая Русса. Ехали более 400 км в одну сторону, и всю дорогу объяснял Полине и Варваре, что такое война и как она отразилась на нашей семье. Поразило само захоронение – более 4 тыс. человек там лежат. А на повороте туда есть еще одно кладбище – на 7 тысяч. Я рассказываю детям то, что знаю сам, стараюсь привить им интерес к истории страны и своей семьи, ведь это очень важно. Мир – главная ценность на нашей земле. Говорю всем, что для минимальных удобств человек должен быть в тепле, сытым, иметь жилье и находиться в безопасности. Если хоть один из этих элементов отсутствует, о комфорте можно забыть.

– В семье про Великую Отечественную всегда вспоминали с горечью. Когда в старых фотоальбомах, оставшихся от бабушки и дедушки, увидела фотографию своего прадеда, поинтересовалась у отца, что случилось с его дедом, откуда он, где похоронен. Известны были только какие-то общие сведения. Прадед родом из Чашникского района, ушел на фронт и не вернулся. Я начала искать информацию о нем. Дочке надо передать семейные реликвии. Собирала сведения по крупицам, писала запросы, систематизировала ответы. В результате выяснилось, что мой прадед Василий Алексеевич Скакун попал в плен в мае 1944 года в Могилевской области, когда уже шло освобождение Беларуси. После его вывезли в Германию, где держали в лагере Шталаг VI K (326) Зенне. Оттуда пришел официальный ответ, что Василия Скакуна не стало 18 августа 1944 года. Причина смерти неизвестна. В то время пленные умирали от сыпного тифа, голода, истощения, полученных на общественных работах травм. На сегодняшний день от лагеря остались несколько строений и 36 братских могил советских военнопленных, каждая – длиной 116 метров и шириной 2,2 метра. Это самое большое кладбище русских военнопленных в западной Германии.
Моей дочке Анне – 2 года 8 месяцев. Когда она вырастет, точно будет знать об ужасах Великой Отечественной и месте захоронения прапрадеда.
Андрей Журович, начальник участка – начальник лаборатории. На магистраль пришел после службы в армии в 1997 году:

– Дедушка Александр Малахович Янущенко в годы Великой Отечественной был партизаном. Воевал в отряде Бабкина 4-й Белорусской бригады. В декабре 1942-го получил контузию и ранение. В марте 1943 года во время карательной операции был задержан немцами, отправлен в витебский лагерь, а затем вывезен в Германию. Там трудился у хозяина. В апреле 1945-го освобожден американскими войсками, а в июле передан советским, где работал при воинской части № 96677 в качестве матроса. В марте 1946 года вернулся на родину. За вклад в победу над немецко-фашистскими захватчиками был отмечен государственными наградами. Он все вспоминал в подробностях, когда я мальчишкой жил у него в деревне. Считаю его своим учителем. Дед не любил хвастаться боевыми наградами, но бережно хранил их – они до сих пор в нашей семье. Детям я рассказываю про деда, про то, что лично знаю. Всей семьей ездим к нему на могилу.
Подготовил Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТВ»