ЗАСО «ТАСК»

ДВА КАПИТАНА

28 июня, 2023

Пинск поистине считается городом речников. Здесь встречаются три крупных реки Беларуси – Пина, Припять, Верхняя Припять, а также находятся значимые для региона и страны объекты – порт, судостроительно-судоремонтный завод, предприятие «Днепро-Бугский водный путь», Белорусская инспекция регистра. Речников тут уважают, а если еще и капитан – то вдвойне.

Капитаны теплохода «Пинск» Сергей Кузнецов и Василий Гацевич
с матросом-кассиром Тамарой Рудковской и мотористами Дмитрием Пузем и Михаилом Василенко

Воды трех рек ежедневно бороздят разные суда. Но одним из самых узнаваемых является двухпалубный пассажирский теплоход «Пинск» Белорусского речного пароходства – символ и достопримечательность столицы западного Полесья. Накануне профессионального праздника речников мы познакомились сразу с двумя его капитанами.

Четверть века у штурвала теплохода, принадлежащего порту Пинск РТУП «Белорусское речное пароходство», был Василий Гацевич. За эти 25 лет он сроднился с судном, проводя на нем времени, пожалуй, больше, чем дома. В прежние времена прогулочные и экскурсионные маршруты были востребованы не только по Пинску, но и в Туров, Мозырь и даже Киев. На теплоходе, рассчитанном на 243 посадочных места, отмечали свадьбы, праздники, приемы. Большой популярностью «Пинск» пользуется у белорусских артистов и спортсменов, а в апреле 2002 года он принимал на борту Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. Да, судно для Василия Гацевича стало вторым домом, а экипаж – второй семьей. Неудивительно, что повествование о себе он начал с истории своего «лайнера»:

– «Пинск» – он всего 13 лет. А со стапелей Московского судостроительного и судоремонтного завода в 1979 году сошел под названием «Витебск». 5,5 тыс. км до Пины добирался несколько месяцев: сначала своим ходом по Москве-­реке, потом по Оке и Волге, Волго­-Донскому каналу, затем на борту грузового теплохода через Азовское и Черное моря до Херсона. Там был спущен на воду и перезимовал, а с началом навигации через Киев самостоятельно прибыл к месту назначения, где его торжественно встречали пинчане. В 2010 году наш судостроительный­-судоремонтный завод построил для Витебска пассажирский теплоход, который, что вполне закономерно, назвали в честь города. А этот получил свое нынешнее символичное имя.

За штурвалом «Пинска» Василий Васильевич находился с 1989 по 2014 год. Знает все достоинства и капризы, чувствует машину, как человека.

– Отличный теплоход, с хорошей устойчивостью на курсе, ходкостью, маневренностью, – почтительно­-уважительно отмечает капитан.

– Не утомительно ли столько лет на одном судне? Не хотелось сменить маршрут или сойти на берег? – интересуемся у собеседника.

– Любимое дело не может надоесть, – уверен он. – Это только кажется, что наша работа однообразная. На самом деле каждый новый день, новый рейс не похож на предыдущий. Река тоже бывает разная – то полноводная, то тихая, то неспокойная. А улыбки пассажиров, традиционные приветствия пинчанами теплохода с берега, городские пейзажи придают оптимизма. Поэтому на работу не идешь, а летишь, словно на крыльях.

И действительно не каждый город может похвастаться экскурсионным маршрутом по реке, откуда он открывается совсем с иного ракурса. За 40 минут можно увидеть Пинск исторический, культурный, спортивный, туристический и промышленный. По одну сторону от причала вдоль набережной имени Днепровской флотилии открывается вид на парк культуры и отдыха и постамент с боевым кораблем – бронекатером «БК­92», на Полесский госуниверситет, теннисные корты, Ледовый дворец, церковь Пресвятой Богородицы. По другую – гостиница «Припять», старый город, костел успения святой девы Марии и коллегиум иезуитов, за главным мостом Пинска, ведущим в историческую часть города,– предприятие «Днепро-­Бугский водный путь» и судостроительно-­судоремонтный завод. А вот другой берег практически нерукотворный, если не считать двух пляжей. Неудивительно, что красивые виды естественного и городского пейзажа привлекают сюда на пленэр профессиональных и начинающих художников.

В этот полный речной романтики город уроженец Ивановского района Василий Гацевич, живший в 4 км от Днепро-бугского канала, приехал почти 50 лет назад. Так и остался. За его плечами – профтехучилище, школа командного состава, гомельский политехникум. Испробовал на себе все профессии речника: был мотористом, помощником капитана, механиком, капитаном, диспетчером погрузо­разгрузочных работ. Пинск с Пиной и Припятью стали для него родными.

В отличие от Василия Гацевича нынешний капитан теплохода Сергей Кузнецов родился в Пинске, но свою трудовую биографию речника начал на Волге. В Горьком (ныне – Нижний Новгород) окончил институт инженеров водного транспорта, получив специальность судовождение на внутренних водных путях. Был рулевым­-мотористом, штурманом теплохода, помощником механика в Московском речном пароходстве.

Вернувшись в конце 1980­х на малую родину, работал штурманом, мастером-­диспетчером, старшим инженером­-диспетчером, помощником капитана, механиком. Трудился в Белорусском речном пароходстве, на предприятии «Днепро-­Бугский водный путь».

На теплоходе «Пинск» в качестве механика и сменного капитана Сергей Алексеевич – с 2004 года. Вместе с Василием Гацевичем прошел не одну сотню тысяч миль, говоря морским языком. А сегодня он – и капитан, и механик.

– Это прекрасный судоводитель, хороший капитан и механик от бога. В совершенстве владеет навыком вож­
дения судном, отлично знает технику, – отзывается о своем младшем коллеге Василий Гацевич.

В экипаже сегодня – четыре человека, в том числе матрос-­кассир Тамара Рудковская с более чем 20­летним стажем работы на «Пинске», и два моториста – Михаил Василенко и Дмитрий Пузь. Нынешний навигационный сезон команда открыла 29 мая и провела речную прогулку для почти 8 тыс. пинчан и гостей города.

Попав в столицу западного Полесья, многие первым делом интересуются, как найти причал. Ради речной прогулки сюда приезжают целыми семьями, школьными классами. Будем надеяться, что этот сезон для «Пинска» и его экипажа будет еще более успешным, чем предыдущие.

Ольга ОРЛОВА, «ТВ»