ЗАСО «ТАСК»

ДОГОВОР БЕЗ СРОКА ОПЛАТЫ

5 июня, 2025

Вместе с директором компании-партнера «Биржа грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяной Солдатенко разбираем наиболее популярные вопросы от международных автоперевозчиков и спорные моменты, которые могут возникать между исполнителем и заказчиком.

– Сроки и условия оплаты доставки груза лучше оговаривать заранее и включать в договор. Однако, если по каким-то причинам такого сделано не было, это не значит, что срок исполнения обязательств по расчетам остается на усмотрение заказчика. Данные случаи достаточно четко регламентируются законодательством. Надо отметить, что прописанные в договоре сроки – это спокойствие не только перевозчика, но и грузоотправителя. Потому что при отсутствии таких пунктов исполнитель может поставить заказчика в достаточно жесткие условия по исполнению обязательств, – поясняет эксперт.

Разберем подробнее. В случаях, когда договор заключен между белорусскими организациями или индивидуальными предпринимателями и не содержит ни сроков оплаты выполнения работ по перевозке, ни условий, позволяющих его определить, то действуют такие правила в соответствии с п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса: заказчик обязан оплатить перевозку в течение семи дней со дня предъявления исполнителем требования об оплате.

У перевозчика тоже есть обязательства: ему необходимо в 10-дневный срок после выполнения доставки выписать заказчику счет и приложить другие документы, согласно договору.

– То есть порядок действий таков. Направляем заказчику счет с требованием произвести оплату в срок не позднее семи дней с даты получения этого документа. В случае непоступления отправляем претензию и обращаемся в суд для взыскания задолженности. Когда договором предусмотрена неустойка за просрочку оплаты, повод требовать ее выплату. Если не предусмотрена – можно запросить уплату процентов за пользование чужими денежными средствами за период просрочки оплаты по ставке рефинансирования Национального банка в соответствии со ст. 366 Гражданского кодекса, – поясняет Татьяна Солдатенко.

При международной автомобильной доставке белорусским перевозчиком по договору с российским заказчиком существенно правила не меняются: срок расчета также составляет семь дней со дня востребования. Однако нужно учитывать, право какой страны будет применяться к отношениям сторон. Если в договоре не обозначено, то с большей степенью вероятности – законодательство Республики Беларусь (п. 2 ст. 1125 Гражданского кодекса). Это обусловлено тем, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности перевозчика. И соответственно, обязательства сторон по оплате регламентируются теми же правилами, как и по договорам между белорусскими организациями.

В Российской Федерации случаи, когда договорное обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие его определить, регулируются п. 2 ст. 314 Гражданского кодекса РФ.

– Он также регламентирует срок произведения выплат семью днями с момента предъявления исполнителем перевозки такого требования. Поэтому порядок действий будет тот же – направляем заказчику счет и иные необходимые документы, согласно договору, а также требование об оплате, ссылаясь на указанные выше нормы российского законодательства. Если расчета нет, отправляем претензию, за которой может последовать обращение в суд, – комментирует директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси».

Срок исковой давности по требованиям об оплате перевозки груза как по белорусскому законодательству, так и в случае международной перевозки, регулируемой Конвенцией о договоре, составляет один год. В случае международной перевозки он регулируется ст. 32 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки по КДПГ и, как правило, исчисляется по истечении трехмесячного срока со дня заключения договора перевозки.