Кореличский район Гродненщины в некотором смысле особенный. Близость столицы, знаменитый Мирский замок, легендарное озеро Свитязь, быстротечный Неман притягивают краеведов, путешественников, рыболовов и просто отдыхающих. Здесь много райских уголков природы, где покупают дома и проводят летний отдых. Как правило, обосновываются в окрестностях Мира, акватории Немана – населенных пунктах Еремичи, Синявская Слобода, Жуховичи, Баратин, Полоная. У приезжих – собственные представления, как должна выглядеть дорога на их пути, отсюда и запросы. Одним дышать нечем от пыли на гравийке, другим обзору мешают деревья по обочине. В реальности же зачастую так быть не может. Тем не менее это накладывает отпечаток на работу дорожников.










Плотность белорусских дорог – одна из наиболее высоких среди стран СНГ. И самая густая сеть – в Гродненской области. Здесь нацелены на доведение местных транспортных артерий до требуемых сегодня параметров нагрузок, которые в последние годы значительно выросли.
1 июля 2023 года ДРСУ № 158 Кореличского района отметит значимую дату – 60-летие со дня основания. Несмотря на трудности, предприятие не стоит на месте, развивается. А мастерство профессионалов, мобильность, хорошая техническая подготовка и применение современных технологий позволяют быстро и качественно ремонтировать и содержать местные дороги. В коллективе уверены, что так будет всегда.
В целом протяженность дорог местного значения в Кореличском районе составляет 484 км. Это не только транспортные связи районного центра с агрогородками и деревнями, но и подъезды к сельскохозяйственным предприятиям. Каждая такая артерия требует ухода.
– Значимость местных дорог для людей не меньше, чем республиканских магистралей, – уверен начальник ДРСУ № 158 КУП «Гроднооблдорстрой» Николай Кадлубай. – Каждый день по ним ездят на работу, в различные учреждения, на предприятия доставляется сырье, в магазины – продукты и товары.
Николай Николаевич любит Кореличчину – край малых рек и оврагов, холмов и перелесков. Коллективом управления руководит с августа 2017 года. До этого более шести лет был здесь главным инженером, еще раньше, с 2005го, после окончания БНТУ, мастером, прорабом. В производственном процессе для него нет белых пятен, всю работу он знает досконально. А дел у дорожников хватает в любое время года. Зимой они борются со снегом и гололедицей, весной – с распутицей, в теплый сезон выполняют ямочный ремонт и профилирование, окашивают траву на обочинах. К этому добавляются капитальный и текущий ремонты.
По словам начальника ПТО Юрия Бабанского, за пятилетку требуется отремонтировать 175,5 км автодорог Кореличского района. Однако в последнее время текущим и капитальным ремонтами силами управления ежегодно восстанавливается всего от 10 до 20 км. Предприятие способно добывать и перерабатывать более 40 тыс. куб. метров нерудных материалов, выпускать 35–38 тыс. тонн асфальтобетонной смеси. В прошлом же году по ряду не зависящих от филиала причин было уложено около 15 тыс. тонн асфальтобетона.
Интересуюсь у Николая Кадлубая нынешним положением дел в ДРСУ, где после оптимизации последних пяти лет работают 62 человека. Руководитель считает, что такой численности, хотя и с натяжкой, достаточно для выполнения существующих дорожных объемов в районе. Здесь стало обычным делом закреплять одного механизатора за двумя-тремя единицами техники. Сегодня, например, он на катке, завтра управляет трактором, послезавтра – грейдером.
В летний период структурные подразделения работают ритмично: асфальтобетонный завод, дробильно-сортировочная установка, мойка щебня, собственный карьер. Автор этих строк приняла приглашение увидеть все воочию, а заодно ознакомиться со строительными объектами. Это введенные после завершения текущего ремонта автодороги Райца – Цирин – Новоселки (км 15,5 – км 18,05), Кореличи – Валевка (км 18,4 – км 19,5), а также мост через реку Руту на подъезде к деревне Людвики, что рядом с райцентром.
Несмотря на 30-градусную жару, на одной из живописнейших дорог Беларуси Кореличи – Валевка трудится бригада во главе с прорабом Ильей Драбом. Он родом из этих мест, в 2003-м окончил Гомельский дорожно-строительный техникум. За прошедшие 20 лет был дорожным рабочим, мастером. На мой вопрос про особенные и любимые для него объекты Илья Юрьевич ответил, что, как правило, это те, при строительстве которых возникало больше сложностей. Так, в прошлом году производили капитальный ремонт дороги с заменой трубы для водостока в Малых Туполах. Вокруг болото, были трудности с подъездом техники, доставкой материалов, монтажом. Старая труба пролежала здесь 40 лет, новую укладывали на бетонное основание, монтировали опалубку, применяли новые технологии.
– Мы все сделали качественно, уложились в сроки. У меня всегда так: где труднее, там работать интереснее, – уверяет собеседник. – В моем подчинении – бригада из пяти человек: молодые, но ответственные ребята стараются выполнить любую поставленную задачу. Так, хороший пример подает дорожный рабочий Александр Жук. В такую жару, конечно же, тяжело, но все к этому уже привыкли. Сейчас задействованы на текущем ремонте автодороги Н-6005 Кореличи – Валевка – Новоельня с заменой железобетонной водопропускной трубы. Местность болотистая, пришлось построить запруду, чтобы вода не мешала. Закончим – вернемся к мосту в Людвиках. Все текущие ремонты ведем параллельно силами пяти-семи рабочих. При монтаже трубы движение на дороге не закрываем.
По словам начальника ДРСУ № 158, коллектив способен выполнять любые виды ремонта автомобильных дорог местного уровня.
– Алгоритм наших действий выработан годами. Обычно с началом сезона за пару месяцев устраняем до 90% дефектов покрытия, – рассказывает он. – Как только погода позволяет, в апреле-мае начинаем ямочный ремонт и профилирование. Стараюсь следить за новыми технологиями. В дорожно-строительных управлениях несколько проще: есть проект, и работаешь в соответствии с ним. А вот содержание дорог – дело весьма хлопотное, с большой долей черновой работы. Чтобы получить хороший результат, имея три-четыре объекта и ограниченный парк техники и оборудования, руководитель должен быть в некотором роде аналитиком – объемы, периодичность, прибыльность просчитывать заранее. Если поставил цель, надо идти к ней, какие бы сложности ни пришлось преодолевать.
Несмотря на износ – более половины эксплуатируется свыше 10 лет, а есть и старше 25–30, все машины выездные, ни одна не простаивает. Здесь стараются закупать современные средства малой механизации, что повышает качество работ. В производственном процессе задействованы 40 единиц техники, есть асфальтоукладчик, два грейдера, десяток МАЗов.
Руководитель ДРСУ № 158 переживает за благополучие коллектива, знает, что сегодня потерять профессионала легко, а вот заново создать сильную команду – вопрос времени:
– Поэтому ценим знающих свое дело людей. У нас все, как в большой семье, но дисциплина – строгая. Те, кто не справляется с поставленными задачами или имеет пагубные привычки, не задерживаются.
На просьбу отметить лучших работников начальник управления отвечает, что все трудятся добросовестно и кого-то выделить непросто. Тем не менее в разговоре называет имена начальника ПТО Юрия Бабанского, прораба Ильи Драба, мастера Александра Кадлубая, диспетчера Натальи Лейко, прораба АБЗ Николая Есьмана, сварщика Булата Стасевича и других. С теплотой он отзывается о ведущем инженере Наталье Малаховской, ее стаж работы на предприятии – 43 года.
– К сожалению, наш коллектив возрастной, некоторые пенсионеры не прочь уйти на заслуженный отдых, но продолжают работать, так как заменить их пока некем, – делится начальник ДРСУ Николай Кадлубай. – Молодежь на рабочие профессии идет неохотно, в последние годы ощущается острая нехватка специалистов. Выпускники профильных вузов приходят, но уже через год из трех остается один. К примеру, взяли по распределению мастера и инженера ПТО. Одного призвали в армию, а вот выпускник Брестского строительного института Евгений Попок трудится, причем ответственно, старательно. Еще один молодой специалист ушла в декретный отпуск, поработав только год.
В 2022-м коллектив пополнился бухгалтером – выпускницей новогрудского колледжа, которая вполне успешно прошла у нас преддипломную практику. Я три года подряд присутствовал на распределении в БНТУ и обратил внимание, что большинство хочет остаться в столице либо других крупных городах. Ради этого готовы пожертвовать профессией, устраиваются по другому профилю работы. Похоже, наше дело теряет престиж. Дефицит молодежи в дорожной отрасли сегодня действительно стал проблемой.
Людмила КОПАТЬ, «ДБ»