Что общего между железной дорогой и дирижером? Именно так образно на стальной магистрали называют дежурного по станции. Он руководит приемом, отправлением и пропуском поездов, всеми маневрами на станционных путях. Его оркестр – это все, кто задействован в движении: машинисты, составители поездов, вагонники, путейцы, работники пассажирского хозяйства, сигнализации и связи. «Дирижер движения» – такое название носит и конкурс, который на Белорусской железной дороге проходит более 10 лет и где демонстрируют профессиональные и творческие способности представители этой сложной и важной профессии.
На сей раз звание лучшего оспаривали шесть дежурных по станции, завоевавших в нынешнем году данный статус на своих отделениях и защищавших их честь.
Считается, что наиболее сильное и устойчивое впечатление о человеке создается во время знакомства с ним. Поэтому с самого начала участники конкурса старались использовать все способы заявить о себе максимально полно и ярко: рассказывали о семье, друзьях, отношении к профессии и железной дороге. «Визитная карточка» в формате видеоролика – лучшая для этого возможность. К примеру, дежурный по станции Минск-Пассажирский Антон Гринько комментировал свой трехминутный сюжет со сцены. Отношение к жизни и работе он выразил в песне на белорусском языке. Креативно подошел к презентации дежурный по станции Витебск Дмитрий Голуб: о нем рассказывали его коллеги и друзья.
На следующем этапе «Время профессионала» предстояло продемонстрировать знания, опыт и умение быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, отвечая на вопросы в билетах. Все они касались специфики работы дежурного по станции, поэтому понятны узкому кругу специалистов. Тем не менее среди зрителей было немало движенцев, с интересом включившихся в обсуждение между собой заданий, конечно, шепотом.
Тему «Нам жить и помнить» продиктовало само время. В нынешнем году Беларусь отметила 80-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков, а в следующем вместе со всеми мы будем праздновать юбилей Великой Победы. В минутном видеоролике каждый участник по-своему раскрыл отношение к этим событиям, но у всех получилось душевно и искренне. Дежурной по станции Березина Могилевского отделения БЖД Александре Журавской в этом помог семейный фотоальбом, главной героиней которого была ее бабушка. Представитель Барановичского отделения из Лунинца Юлия Бовкунович вспомнила местных железнодорожников, внесших вклад в победу над врагом. В их числе – основатели одной из старейших на стальной магистрали трудовой династии Ширченко. О брестском железнодорожном вокзале, называемом еще малой Брестской крепостью, поведала дежурная по станции Дубица Алина Мельникова. Тему холокоста затронул Антон Гринько, побывавший на мемориале «Яма». Нестандартно подошел к заданию витебчанин Дмитрий Голуб, обратившись к помощи друзей и коллег, которые кратко рассказали, с чем у них ассоциируются война и подвиг людей.
Этот этап, пожалуй, был самым трогательным. Оценивало его не только жюри. Видеоролики разместили на официальных интернет-ресурсах Белорусской железной дороги, а голосование проходило в телеграм-канале «БЧ. Officiаl». В нем приняло участие более 16 тыс. человек. Дополнительные баллы от них стали приятным бонусом.
Заключительный «Звездный старт» показал, что большинство участников отдают предпочтение ораторскому жанру искусства, в частности, художественной декламации стихов и прозы. Дежурная по станции Центролит (Гомельское отделение) Анастасия Хромова донесла строки произведения Константина Симонова «Жди меня» так, как она их чувствует. Ярким и проникновенным стало напоминавшее больше моноспектакль выступление Алины Мельниковой, обратившейся к творчеству одного из современных авторов. Казалось, что сказку в стихах девушка написала сама – настолько тепло и с любовью она рассказывала историю принцессы и дракона.
И все же большинство номеров были связаны со стальной магистралью. Дмитрий Голуб предстал в роли стендапера со своими железнодорожными размышлениями и здорово развеселил зрительный зал. К вокальному жанру обратилась Юлия Бовкунович, доказавшая, что «Песня о медведях» может иметь самое непосредственное отношение к железной дороге. Ее герои вполне могли познакомиться и «сказать друг другу важные слова» на стальной магистрали. Как, к примеру, сама Юлия, которая встретила своего будущего мужа в гомельском отраслевом колледже, где оба учились. Поезда в мини-спектакле Антона Гринько под шлягер «Прощай, от всех вокзалов поезда уходят в дальние края…» были еще и аллегорией времени и жизни. Именно Антон и стал обладателем титула «Дирижер движения – 2024» среди работников БЖД. Но значимость соперничества – не только в определении победителя. Благодаря таким конкурсам укрепляется престиж железнодорожных профессий, сохраняются традиции и культурные ценности трудовых коллективов.
Ольга ОРЛОВА, «ТВ»