ЗАСО «ТАСК»

Держать марку

14 сентября, 2024

На балансе бобруйского ДРСУ № 171, филиала КУП «Могилевоблдорстрой», – более 640 км дорог, которые связывают между собой деревни и крупные агрогородки. Здесь делают ставку на качественное обслуживание транспортных артерий местного значения и их своевременный ремонт.

– В текущем году значительно выросли объемы, – подчеркивает главный инженер Юрий Толстейко. – Весной мы активно включились в кампанию по ямочному ремонту – с начала 2024­-го обновлено около 4,8 тыс. кв. метров. Работы велись в том числе с помощью установки «Тайфун»: у струйно-­инъекционного метода есть ряд преимуществ, в частности, это менее затратно и по времени, и по финансам.

Наш собеседник обратил внимание, что в нынешнем году запланирован текущий ремонт 41 км на примерно 20 участках. При составлении графиков принимались во внимание как результаты осмотра, так и обращения граждан. Завершается перевод из гравийки в асфальтобетон км 2,520 – км 6,950 дороги Н-­10113. Обновлено покрытие на Н­-12259 Подъезд к школе в агрогородке Телуша от Н-­10129, км 0,6 – км 0,934. Сейчас активно идет текущий ремонт на Н­-10098 Телуша – Пролетарский – Тажиловичи – Ламбово. Общая протяженность реконструируемого здесь участка составит 4,466 км.

– Взаимодействуем и по прямым договорам, – уточняет Юрий Михайлович. – В прошлом году большой объем выполнили на улицах города и в Бобруйском районе. В нынешнем также занимаемся этим направлением, однако уже в меньшем объеме, поскольку возросла собственная программа дорожных работ и все силы сейчас брошены на ее реализацию.

60-летие со дня основания предприятия коллектив отметил в прошлом году. За юбилейной датой прослеживается ежедневный кропотливый труд нескольких поколений – тех, кто уже ушел на заслуженный отдых, кто сегодня является локомотивом ДРСУ – опытных дорожников, а также только начинающих свой путь.

Прораб Андрей Жуков на предприятии – порядка 35 лет.

– В ДРСУ меня привел счастливый случай. Когда я вернулся из армии, мои соседи, которые здесь на тот момент трудились, предложили мне попробовать себя в качестве дорожного рабочего. Вот так и выбрал дело своей жизни. Чуть позже окончил техникум в Гомеле (ныне – дорожно-­строительный колледж), был мастером участка по содержанию автодорог, начальником участка по строительству и текущему ремонту, – рассказывает наш собеседник. – Правда, уходил из ДРСУ на два года – работал в Санкт­-Петербурге на возведении дамбы, защищающей город от наводнений, строил вторую сцену Мариинского театра на набережной Крюкова канала. Но потом все же вернулся: родные дороги не отпускают.

Работа идет и на дороге, и в кабинете. Прораб Андрей Жуков и мастер Евгений Коваленко

Андрей Васильевич подчеркивает:

– В минувшем августе – самая горячая пора для дорожников – у нас были большие планы. В их числе – обновление участков гравийных дорог Н-­10084 Бояры – Барановичи 1 – Забудьки, Н-­10077 Глуша – Макаровка – Гороховка. Из года в год объемы работ увеличиваются, а с ними и требования к качеству. Мы продолжаем держать марку.

Заместитель главного инженера и по совместительству профсоюзный лидер организации Наталья Тумилович тоже из числа старожилов. В дорожную отрасль пришла по стопам матери, хотя изначально выбрала совсем другой путь.

– Сколько себя помню, с малых лет я проводила много времени с мамой в ДРСУ. Но после окончания школы отучилась в местном техникуме, потом – в Барановичском колледже технологии и дизайна и порядка 10 лет отработала техником­-технологом на швейном производстве, – поделилась она.

Но затем жизнь Натальи Михайловны круто изменилась, и она перешла в ДРСУ. Начинала сторожем, была дорожным рабочим, оператором ПЭВМ – обрабатывала путевые листы, позже – начальником участка содержания и вот недавно назначена заместителем главного инженера. Такой карьерный путь она прошла благодаря своему добросовестному труду, повышенному чувству ответственности и авторитету в коллективе – недаром же стала проф­союзным лидером управления. Параллельно с работой закончила Бобруйский автотранспортный колледж, сейчас завершает учебу в Горецкой академии по специальности «инженер-строитель».

Примером для нее всегда была мама Людмила Митрахович, которая более 40 лет трудилась в ДРСУ, а сейчас – на заслуженном отдыхе. Людмила Николаевна родом с Гомельщины. В Бобруйск приехала по распределению после окончания Гомельского дорожно-­строительного техникума в 1976 году.

– Мама часто вспоминает работу дорожника 40 лет назад. У каждого из мастеров в подчинении находилось несколько человек, которые проживали на территории вверенного участка. В первую очередь потому, что отсутствовала техника для объезда и обслуживания объектов – мастера передвигались на рейсовых автобусах или даже на трехколесном мотороллере, так называемом «муравье», – делится Наталья Тумилович.

Работа была тяжелой, хотя и сейчас она не из простых. Тогда придорожные полосы обкашивали ручными косами. Сами изготавливали из деревянных колышков вехи, окрашивали, заливали и устанавливали столбики для дорожных знаков. На территории ДРСУ работал когда­-то мини­-завод, где собственными силами производили полутораметровые кольца, которые армировали и соединяли между собой. Полученные таким образом трубы прокладывали в низинах.

Имелись и свои нюансы по обслуживанию автодорог. Основная их часть была гравийной. Грейдирование производилось с помощью специальных ножей на прицепном устройстве, которые поднимались вручную. Что касается зимнего содержания, то песчано-­соляную смесь дорожники рассыпали с борта грузовиков лопатами. На помощь приходили и бульдозеры с деревянными треугольниками, в которые загонялись металлические ножи. В плане очистки дорог от снега такие прицепные устройства тогда были довольно производительны.

…Течет время, словно река, а с ним и многое меняется. Одно остается постоянным – люди, которые продолжают любить свою непростую, но такую важную профессию дорожника.

Мария ЛАСТОЧКИНА, «ДБ»