На железной дороге в обиходе широко применяется термин «тяговое плечо», которое при необходимости может удлиняться и приобретать еще большую мощь. В локомотивном депо Молодечно, образно говоря, таковыми являются многие молодые сотрудники – преемники династических традиций. С некоторыми из них и побеседовала корреспондент «ТВ» при посещении предприятия.

Среди перенявших эстафету поколений – Николай Федченко, помощник машиниста электровоза и тепловоза. У парня с железной дорогой связана профессиональная деятельность дедушки, бабушки и отца. Выбор он сделал сам, осознанно, хотя и не без подачи старшего мужчины в семье. Приобщение к рельсам и шпалам в третьем поколении происходило постепенно, где-то не без отцовской уловки: показать мальчишке локомотив и управление им – дальновидный расчет с надеждой на продолжение дела.
У машиниста Ильи Шарлана тоже есть близкородственные связи на стальной магистрали – отец работает путевым инженером на Молодечненской дистанции пути. Он же выступил в роли «агитатора», рассказав сыну о солидных перспективах. Домашняя просветительская миссия возымела действие: парень заинтересовался, да так, что в интернете отыскал конкурс вакансий Детской железной дороги и решил принять участие в ее обслуживании, которое затянулось на три года. А потом увлечение стало делом жизни.
Максим Валеев не особенно долго думал, куда пойти учиться после школы – хватило одного месяца. Положительные отзывы знакомых плюс идеальные условия, чтобы обеспечивать себя без помощи извне, подвигли парня на поступление в Гомельский государственный колледж транспорта и транспортных коммуникаций по специальности помощника машиниста дизель-поезда и тепловоза, слесаря по ремонту подвижного состава. После девяти лет работы помощником машиниста с 2022 года Максим управляет электровозом.
Трое мужчин в семье Александра Кужельного, включая его самого, обслуживают локомотивное депо Молодечно. Карьерный рост распределился с учетом возраста: отец – машинист-инструктор, брат – машинист, сам Александр – помощник машиниста тепловоза и электровоза. Чтобы знать дело досконально, молодой человек окончил Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта имени Е.П. Юшкевича. До армии поработал полгода, весной 2024-го демобилизовался и за небольшой срок уже успел «объездить» три локомотива. Сидящий рядом инструктор Николай Юшкевич отзывается о своем ученике как об очень способном молодом человеке:
– У Александра сильная мотивация стать машинистом, поэтому он быстро осваивает конструкцию и эксплуатацию тягового подвижного состава.
Рычание огромного зеленого тепловоза, косящего огненной фарой в сторону вихрастого мальчишки, создало в воображении Руслана Мизуло яркий образ дракона, которого он хотел покорить во что бы то ни стало, когда вырастет. Это сейчас молодой человек уже как год трудится машинистом тепловоза и улыбается своим детским грезам. Но подобревшее с тех пор страшилище слушается его безоговорочно, смиренно признавая власть дипломированного специалиста.

– Суть укрощения тепловоза – в том, чтобы в постоянном режиме следить за сигналами и тщательно выполнять правила, – делится он.
В разговор снова вступает инструктор этих молодых людей Николай Юшкевич:
– Самая ответственная работа – перевозка пассажиров. Ее мы доверяем только лучшим из лучших.
Если его ученики изначально определили свой выбор, то сам инструктор на первых порах вступления во взрослую жизнь остановился на специальности слесаря-электрика по ремонту электрооборудования. Поработав на железной дороге, осознал, что ему не хватает динамики. А получив квалификацию слесаря по ремонту подвижного состава, наконец-то подобрался к заветному – управлению локомотивом. Десять лет опыта, и машинист стал инструктором и главным преподавателем.
– Железная дорога дает электрику хороший толчок для развития и роста в профессиональном плане, поэтому мой совет коллегам: идите в локомотивное депо, не пожалеете! – слова Николая Юшкевича, подтвержденные личной практикой, звучат убедительно. – Мне крупно повезло, что на стажировку помощником машиниста я попал в колонну к Сергею Анатольевичу. А это такой специалист, что после его муштры выходят не просто профессионалы, а мастера высшей категории с задатками преподавателей.
Пределы, на которые простирается сфера ответственности локомотивного депо Молодечно, достаточно широки. Это так называемые плечи обслуживания: Орша, Барановичи, Лида, Полоцк. Осиповичи, Жлобин, Кяна, Минск. Стало интересно, а кто стоит за всем этим колоссальным хозяйством, кто инспектирует ход работы и совмещает лошадиные силы машин и профессиональные навыки людей, чтобы все крутилось в заданном ритме?
– Андрей Лапша, – коротко представился дежурный по локомотивному депо, солидный мужчина с улыбками в глазах. – Наше дело бравое, включающее в себя контроль локомотивных бригад, выдачу локомотивов под поезда, организацию маневровой работы, в том числе постановку тягового подвижного состава на ремонтные позиции. ТО-2 – обязательная для прохождения процедура. Пассажирские локомотивы проверяют каждые 48 часов, грузовые – 60. Моя задача – распределять очередность поездов на обслуживание.

Логичный вопрос давно крутился на языке: если легковой автомобиль, чтобы двигаться, нуждается в заправке, то каковы же потребности локомотивов и где находится их АЗС? Ответ, как оказалось, в компетенции начальника базы топлива Павла Вайковского:
– Мы снабжаем тяговые подвижные составы дизельным топливом, маслом, водой и песком. Для этих целей на базе имеются резервуары для хранения, пункты экипировки, топливно-заправочные колонки, пескосушильная установка, ежегодная производительность которой составляет более 1300 тонн. Есть еще у нас в арсенале водоподготовительная установка, поставляющая для системы охлаждения локомотивов воду с добавлением спецреагентов. За качеством расходных материалов следит наша собственная химтехлаборатория. Топливо, к примеру, проверяется в начале и конце смены, – в нескольких словах наш собеседник пытается уместить многочасовую работу возглавляемого им коллектива.
Начальник базы топлива начинал свою деятельность на железной дороге со специальности слесаря, которую получил в 2009 году после окончания Молодечненского государственного политехнического колледжа. Первыми практическими навыками овладел на вагоноремонтном заводе столицы.
– Была у меня задумка получить юридическое образование, но жизнь подкорректировала амбиции молодого и зеленого. И пусть не сразу после школы, а погодя, я все же получил желаемое – в 2011 году поступил в Международный гуманитарно-экономический институт и спустя шесть лет заочного обучения приобрел профессию юриста. А в локомотивном депо Молодечно работаю с 2012 года, с января, – и хотя краткая биография Павла Вайковского не в состоянии раскрыть эмоциональную составляющую всех ступеней к заветной цели, это можно прочитать между строк.

Родился будущий начальник базы топлива в Вилейском районе, в агрогородке Долгиново. Отец воспитал сына с установкой на обязательное получение образования, так что Павел после стольких лет усиленного накопления теоретических знаний наконец-то может сказать, что выполнил родительский завет:
– Вообще-то, я планировал для себя работу в милиции, но на железной дороге знания юриста тоже пригодились, особенно в моей нынешней должности. Часто приходится иметь дело с законодательными актами, возникает время от времени необходимость разъяснять подчиненным правила и нормы трудового распорядка, толковать коллегам иные правовые аспекты. Учитывая, что база топлива – серьезный стратегический объект, совокупность сведений, полученных в институте, помогает осознавать всю меру возложенной на меня ответственности.
Само собой, намерение проникнуть в лабораторию крепло в продолжение всего разговора с начальником базы топлива. Это подразделение – исключительно женское царство, а в локомотивном депо слабый пол – редкость. Инна Карташевич, заведующая химтехлабораторией, оказалась бывшей учительницей, которая 11 лет назад объясняла столичным школьникам гармонию периодической таблицы Менделеева.
– В выборе профессии есть значительный вклад заслуженного учителя Беларуси из Молодечно Георгия Ивановича Корсака, который преподавал в мою ученическую бытность химию. Благодаря полученным от него глубоким познаниям я окончила профильный факультет БГУ, – след, оставленный в ее судьбе педагогом, Инна Карташевич бережет с трепетом и благодарностью.

Кроме перечисленного Павлом Вайковским, заведующая добавила к списку полномочий лаборатории еще проверку электролита в аккумуляторных батареях и контроль фракционного состава песка.
Экскурсию на участок ремонта колесных пар для корреспондента «ТВ» провел первый заместитель начальника – главный инженер локомотивного депо Павел Лобанов. Сразу объектом внимания стал токарно-карусельный станок модели 1516:
– Предназначение данной машины – расточка бандажей, которые являются сменными элементами на тепловозных колесах. Когда старые бандажи изнашиваются, их заменяют новыми, но в некоторых случаях с помощью этого станка послужившие можно еще привести в годное состояние и тем продлить срок эксплуатации. После расточки сменные элементы нагревают, чтобы в процессе насадки на обод колесной пары и последующего их остывания сели вплотную.
Следующий аппарат со сложным, на взгляд обывателя, управлением исключает человеческий фактор, поскольку о годности или забраковке деталей буксовых подшипников решение принимает самостоятельно. Вихретоковый дефектоскоп ВД-211.51 выявляет подповерхностные трещины, которые не поддаются визуальному анализу.
В череде всевозможных подготовительных этапов для ввода в работу новых или бывших в употреблении составных запчастей имеются даже моечные машины для совершения водных процедур с буксовыми подшипниками и колесными парами.
– Очень пришлась ко двору индукционная печь, поскольку раньше детали для расширения мы нагревали с помощью масла, что ухудшало условия труда из-за едких испарений, – как радетельный руководитель Павел Лобанов рад положительным изменениям в обеспечении благоприятной обстановки для роста производительности.
Локомотивное депо Молодечно приводит в надлежащее состояние колесные пары со всей БЖД. За год – до 1 тыс. штук.
– Мы распределили обязанности среди коллег: депо в Барановичах отвечает за электровозы, Лида – за дизель-поезда и специальный подвижной состав, а в нашем ведении – тепловозы. Больше ста колесных пар довели до толка для российского рынка. Обслуживаем все промышленные предприятия, которые в той или иной степени используют железнодорожный транспорт. Только за этот год поменяли около 600 элементов, среди которых – ступицы, колесные центры, оси, зубчатые колеса, полые валы и так далее, – участие в большом и важном деле вдохновляет Павла Лобанова на творческую тактику в организации технического процесса, за что его рационализаторский подход неоднократно был отмечен и поощрен руководством.

Чтобы сохранить память о трудовом и ратном подвиге старших поколений работников стальной магистрали, в 2003 году в честь столетнего юбилея локомотивного депо Молодечно был установлен паровоз Эр 764-42 1948 года выпуска, который в своих железных недрах хранит романтику прошлого. И пока отцы будут приобщать сыновей к таинству хода локомотивов, ошеломляя мальчишек выверенной работой сложного механизма, традиция формирования династий не прервется.
Светлана ЯРОШЕВИЧ, «ТВ»