ЗАСО «ТАСК»

Дело молодых: Иван Байда, ведущий инженер-технолог локомотивного депо Гомель

30 июля, 2024

Креативу и творчеству всегда есть место даже в таких, казалось бы, малоромантичных сферах, как инженерное дело, конструирование, проектирование, производство, разработка технологий. Специалисты тут стремятся сделать более комфортными условия, в которых работают люди, повысить производительность труда. Все это в конечном итоге идет на пользу предприятиям, позволяя постоянно совершенствоваться. Среди организаций, неизменно поощряющих молодежную инициативу и рационализаторские предложения, – Белорусская железная дорога.

Иван Байда, ведущий инженер-технолог локомотивного депо Гомель

…Первое, что поразило меня в разговоре с Иваном, – это нестандартность оценок. И неожиданные ответы на вполне обычные вопросы. Но давайте обо всем по порядку.

Парень родился в Гомеле. Уже в школе понял, что гуманитарная стезя – явно не для него. Учился достойно. Все точные науки знал на высший балл. Более того, уже тогда чувствовал особую логику в их строении. Словом, общее направление будущей деятельности определил для себя довольно рано. А вот проводником к делу железнодорожному явился его дядя Иван Филиппович Колоденко – известный в отрасли человек. Так Иван Байда стал студентом механического факультета БелГУТа. После окончания вуза пришел в локомотивное депо Гомель.

– Искал место, где могу пригодиться и где будет интересно. И сейчас говорю: совпало здесь, в депо. Совершенствование технологий ремонта, организация работ, диагностика и контроль узлов и деталей – все не только интересно, но и дает огромный простор для творчества. Я периодически заменял мастера, превращался из инженера в руководителя участка, и это порождало новые идеи, как сделать труд людей более качественным и производительным, – рассказывает Иван.

И вот в 2022 году в номинации «Молодежная инициатива, направленная на повышение производительности труда и рациональное использование трудовых ресурсов» он был признан лучшим. Тема – «Изготовление обдувочной камеры для участка по ремонту электрических машин».

Эта инициатива уже применяется на практике. Основная ее цель – улучшение условий труда работников цеха, где производится ремонт тяговых электродвигателей тепловоза. Ведь тепловоз, по сути, мобильная электростанция. Тяговый электродвигатель работает в непростых условиях, его необходимо периодически чистить. Пыль, которая на нем собирается, – распространенная причина пробоя изоляции, что может повлечь короткое замыкание. Для проведения качественного ремонта всю ее следует удалить.

До сих пор обдув тяговых электродвигателей осуществляли прямо в цеху. Иван Байда решил, что так негоже, и предложил вариант, заметно улучшивший условия труда.

Примерно год понадобился на разработку проекта, закупку необходимых материалов и его реализацию.

– Все сделано собственными силами, – отмечает собеседник. – Потратились исключительно на материалы и трудозатраты. Определили оптимальный размер камеры и материал, из которого ее лучше сделать, разработали электрическую схему, просчитали необходимую мощность вытяжки. Сами выполнили чертежи, смонтировали. Для изготовления некоторых элементов конструкции привлекали на помощь другие структурные подразделения БЖД.

Но, как говорится, постоянство – признак мастерства. И в подтверждение данной мысли в состязании уже нынешнего года победителем в номинации «Молодежная инициатива, направленная на повышение производительности труда и рациональное использование трудовых ресурсов» вновь становится ведущий инженер-­технолог Иван Байда с темой «Совершенствование работы участка по ремонту электрических машин локомотивного депо Гомель». Фундаментальной идеей явились повышение производительности и улучшение условий труда для работников участка по ремонту электрических машин ТЧ Гомель. Выдвинутая инициатива Ивана стала одной из восьми победных среди 103 предложенных работ.

– Конечно, оценка очень приятная, – подчеркивает Иван. – Но в «чистую» науку я уходить не хочу. Это – не мое. Мое – делать для людей, чтобы им работалось легче. Могу сказать однозначно: локомотивное депо Гомель – единая команда, работающая на результат.

– Поезд, не отставая от времени, бежит по стальным магистралям. Изменяется вместе с ним техническая начинка, а вот отзывчивость, взаимовыручка и ответственность остаются неизменными качествами железнодорожников, – поделился в одном из интервью дядя нашего героя бывший начальник Барановичского отделения БЖД Иван Филиппович Колоденко. И с этим нельзя не согласиться.

БЛИЦВОПРОС

– Где бы хотели побывать?

– Главное – не где, а с кем. Сейчас нет проблем отправиться в любую точку мира. Лети куда хочешь. А вот искренне делить радость от путешествия, познания чего­-то нового, впечатлений – это дорогого стоит.

– Любите отдыхать?

– Признаюсь честно: отдыхать, в общепринятом смысле этого слова, я не умею, как-­то пока не научился. Но в редкое свободное время предпочитаю разнообразие. То, чего душа просит в данный момент: полежать на пляже, заняться спортом – штанга, гири, сплав по рекам, посидеть в баре с друзьями. Можно все. Главное – без экстрима и вызова экстренных служб.

– Ваше отношение к животным?

– Если можно так сформулировать: партнерское. Если мы хотим уважать себя, значит, должны уважительно относиться и ко всему живому.