ЗАСО «ТАСК»

Делают до толку

14 сентября, 2024

Четверть века минуло с момента основания Национального парка «Нарочанский». Учрежден он был Указом Президента Беларуси в июле 1999 года с целью сохранения уникальных природных комплексов.

«Нарочанский» охватывает северо-западные части Минской и Витебской областей, а также северную Гродненской и занимает 87,3 тыс. га. 17% площади парка – это озера, которых здесь около 40. Многие из них окружены нетронутыми лесными угодьями с редкими видами животных. Сюда, в туристическую Мекку Беларуси, устремляются тысячи туристов и отдыхающих. Свои впечатления о живописном Нарочанском крае они составляют в том числе и по состоянию дорожной сети, к слову, достаточно разветвленной.

По территории Национального парка проходят восемь республиканских дорог. Это – Р­-27 Браслав – Поставы – Мядель, Р-­28 Минск – Молодечно – Нарочь и так называемый Подъезд к д. Гатовичи от Р-­28, Р-­45 Полоцк – Глубокое – граница Литовской Республики (Котловка), Р-­58 Минск – Калачи – Мядель, Р­-60 Купа – Занарочь – Брусы, Р-­95 Лынтупы – Свирь – Сморгонь – Крево – Гольшаны, Р­-86 Богушевск (от М-­8) – Сенно – Лепель – Мядель. Все они находятся на облуживании ДЭУ № 66 РУП «Минскавтодор­Центр». В общей сложности – 197 км, на которые в курортной зоне приходится немалая транспортная нагрузка.

Для поддержания трасс в хорошем эксплуатационном состоянии в последнее время выделяются значительные объемы финансирования. Так, в этом году дорожно-­эксплуатационным управлением выполнены работы по текущему ремонту на сумму более 2713 тыс. рублей, по содержанию сети и мостовых сооружений – свыше 1192 тысяч. Произведено устройство одиночной поверхностной обработки и тонкослойного асфальтобетонного покрытия на Р­-28, Р-­45, Р-­58. На этих же трассах отремонтированы три остановочных пункта, в одном случае – с заменой автопавильона. Горизонтальная дорожная разметка нанесена на участках протяженностью около 200 км.

Говоря про взаимодействие с Национальным парком, начальник ЛДД № 663 Сергей Яцына поясняет:

– Мы – самостоятельные подразделения. У каждого – свои цели. Парк отвечает за сохранность заповедной территории, животных, воспроизводство и рубку леса, туризм. Наша задача – обслуживать дорожную сеть, чтоб она работала, и крутилось колесо.

Сергей Михайлович родом из здешних мест. Утверждает, что редко в каких локациях не бывал. Процентов 70 территории парка прошел пешком или проехал на машине, мотоцикле. 13 лет работал в «Нарочанском» лесничим. И теперь смотрит на дорожную сеть Мядельщины глазами работника и лесного, и дорожного хозяйства, то есть с трепетным отношением к природе и большим уважением к результатам труда ДЭУ:

– Все делаем до толку. Выполняем текущий ремонт. Обкашиваем. Знаки обновляем по мере выцветания. Кое-­что проектируем. Даже начали немножко развивать велодвижение – воплотили в жизнь проект по созданию велодорожки. Укрепили обочину, отделили ее от проезжей части островком безопасности шириной 20 см, который машинам пересекать нельзя. Это не одного дня работа. Все за раз не ухватишь. Один участок сделали, потом – другой. Кое-­где установили перильное ограждение для безопасности велосипедистов. Смотрите, какая красота получилась! Протяженность нашей велодорожки – почти 10,5 км. Считайте, весь курортный поселок Нарочь можно проехать на велосипеде.

Сеть местного значения на Мядельщине обслуживает ДРСУ № 133 КУП «Минскоблдорстрой». 80% дорог проходит именно по территории Национального парка. А общая протяженность составляет 725 км: 297 км – с усовершенствованным асфальтобетонным покрытием, остальные – в гравийном и грунтовом исполнении, есть даже небольшая булыжная мостовая.

По километражу – значительно больше, чем на балансе ДЭУ № 66. Но интенсивность движения транспорта на местных дорогах ощутимо ниже, нежели на республиканских. Потому что они связывают между собой не города районного подчинения, такие как Мядель, Молодечно, Вилейка, Поставы, Докшицы, а агрогородки и сельские населенные пункты.

Перечислить все эти трассы по наименованию непросто. Согласно титульному списку их на обслуживании организации – несколько десятков, преимущественно небольшой протяженности.

– Если дороги ДЭУ № 66 зачастую проходят через всю территорию Национального парка, то наши тянутся не более двух, трех, восьми километров, – сравнивает начальник ДРСУ № 133 Виктор Демидович. – Есть подъезды от автодороги до какой-­то деревни всего по 0,5–1,5 км. Имеются на обслуживании и такие, которые идут к населенным пунктам, где уже никто не живет, только на летнее время приезжают дачники. То есть стоят два-­три дома, и к ним – грунтовка. Но мы все равно должны ее содержать в порядке: подсыпать, обкашивать, зимой чистить от снега, ремонтировать. Ведь кому-­то, возможно, понадобится туда приехать.

С Национальным парком «Нарочанский» ДРСУ работает вплотную. Поскольку управление имеет в своем распоряжении асфальтобетонный завод и карьер в Мядельском районе, дирекция парка время от времени обращается с просьбой выполнить ямочный ремонт, положить асфальт или подсыпать какую из лесных дорог, что находятся в ведении организации и по которым осуществляется проезд техники к месту производства лесохозяйственных работ. К примеру, в автокемпинге «Нарочь», принадлежащем природоохранному учреждению, ДРСУ обустроило площадку с асфальтобетонным покрытием.

– В прошлом году прошел ураган, который зацепил и нас, и Национальный парк, – вспоминает Виктор Аркадьевич. – Лесные угодья были очень сильно побиты. Особенно там, где со стороны Минска подъезжают к Мяделю. Стихия поломала лес полосами. Все дороги были завалены. Долго пришлось убирать. К счастью, этим летом на нашей территории обошлось без ураганов. Но случался шквалистый ветер. И он тоже местами валил одиночные деревья.

В конце июля Мядель отметил свое 700­-летие. К юбилею ДРСУ № 133 выполнило значительный объем работ. Во-­первых, предприятие выступило основным генподрядчиком строительства в районном центре городского пляжа. Во-­вторых, заасфальтировало заново около 20 улиц и произвело благоустройство пяти придомовых территорий, проложив там новые пешеходные дорожки, выполненные в плитке и асфальте, и отремонтировав старые. Зацепили также курортный поселок Нарочь и городской поселок Свирь, где тоже производили асфальтоукладку.

– Наш АБЗ выпустил в этом году уже 25 тыс. тонн асфальта. В 2023-­м к этому времени было только 19 тысяч. По итогам семи месяцев выручка составила 9 млн 400 тыс. рублей. Не хватило буквально немного, чтобы выйти на выручку за весь прошлый год – 9 млн 700 тысяч.

На вопрос об особенностях содержания дорог в курортно­-санаторной зоне Демидович отвечает так же, как и его коллеги из ДЭУ № 66:

– Отдыхать сюда едут отовсюду. То есть много транспорта, приезжих, которые существенно добавляют работы. Наши местные дороги близко к озерам не подходят, где обычно отдыхают туристы. Но когда они возвращаются обратно, на автобусных остановках, особенно после выходных, остается мусор. Уборка его, конечно же, ложится на наше ДРСУ. А так зона очень красивая, озерная. Мястро, Баторино, Белое, Рудаково – всех названий не перечислить. Для отдыха лучшего места не найти.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ДБ»