ЗАСО «ТАСК»

ДАМЫ ВЫБИРАЮТ МАЗЫ

1 сентября, 2025

Не каждое автотранспортное предприятие может удивить наличием кадров водителей женского пола. В филиале «Автопарк № 17» г. Сморгони МАЗы – самосвал и автобус – под надежным кураторством дам. Ольга Таль запросто управляется с 20-тонником, а Светлана Мороз демонстрирует чудеса сноровки в городских условиях на автобусе. По части вождения они не уступают своим мужественным коллегам.

  • Останавливаться на достигнутом Ольга Таль не собирается. В прошлом году сдала на категории C и E – и это притом что она многодетная мама. Свой трудовой путь начинала отделочником, а чуть позже, после обучения, успешно освоила профессию контролера сварочных работ (дефектоскописта). Может, так бы и совершенствовалась в сфере строительства, но два года назад организацию не миновала участь ликвидации.

– Пришлось искать новое место трудоустройства, а у меня – полтора года ребенку. Наверное, всегда внутри теплилось желание быть водителем огромной машины, поскольку отец работал механизатором. Здесь, в автопарке, уже больше года. Когда еду по трассе, многие присматриваются с удивлением, что за рулем грузовика – женщина. Водительские навыки опробовала в совхозе – там четыре месяца управляла 10-тонником, но на транспортном предприятии выше зарплата, что немаловажно для многодетной мамы, – делится наша собеседница.

Она получает удовольствие от взаимодействия с тяжеловесной техникой, сравнивает грузоподъемность МАЗов, на которых довелось ездить, и даже не замечает разницы:

– Главное – четкость и аккуратность, соблюдать дистанцию. А что до ремонта, то слесари приведут все к должному результату. Вопрос решается быстро: если поломка случается в дороге, сбрасываю фото инженеру, а он организует процесс. Считаю, что профессионала характеризует способность предвидеть обстановку. К примеру, если навстречу едет такой же большегрузный автомобиль, как у меня, держу руль крепко, потому как потоком воздуха может снести.

У Ольги серьезная мотивация, поскольку оплата сдельно-премиальная, или, как говорят водители, от колеса. Сама регулирует свой график, чтобы управиться с планом.

– Может быть, потом попробую еще водить фуру, но пока не хочу загадывать наперед. Дети подрастут, а там видно будет, – констатирует она в разговоре. – Еще в совхозе меня прозвали «шальной императрицей». Это типа неуклюжего мужского комплимента женскому мастерству вождения. Единственная трудность – как-то не с руки управлять легковушкой после монстра, на котором я работаю.

– У каждой машины – свой язык общения, и задача водителя – научиться понимать четырехколесного друга с полуслова. Думаю, по части этой лингвистики я справляюсь неплохо, – уверена Ольга Таль.

  • Опыт работы на грузовых автомобилях у Светланы Мороз – с 2000 года, но автобус решилась освоить только недавно.В автопарк г. Сморгони пришла в декабре 2024-го, предварительно получив права водителя автобуса, с намерением устроиться именно на данное предприятие. Было у нее заветное желание – почувствовать габариты крупного транспорта.

– Я ведь еще и категорию Е имею, потому стояла перед дилеммой: фура или автобус. Хотелось перемен, чего-то новенького. Скорость, повороты, маневры за рулем тяжеловеса – это шанс пережить нечто особенное, – комментирует она свой выбор. – Сейчас у меня достаточно напряженный график. Подъем – в 02.30, если первая смена. Работа водителя автобуса сложная, требует высокой степени концентрации внимания и организованности, но я уже не мыслю себя без огромного рулевого колеса. Прикипела сердцем, как говорится. И со слесарями в хороших отношениях: ребята что надо – всегда выручат. При пересадке на другую модель требуется какой-то минимум времени для адаптации, поскольку и кабины разнятся, и клиренс может сильно отличаться. Более старые модели лучше заходят в разворот, но кабина водителя узкая, и возникают проблемы с обзорностью. В такие минуты нервы на пределе – не задеть бы кого ненароком.

Работа в автопарке дает Светлане, с ее слов, колоссальный опыт по части усвоения водительских навыков. Старается управлять аккуратно, чтобы исключить непредвиденные ситуации, а это поднимает классность. Поделилась и своими недавними треволнениями:

– Поначалу проливала слезы: мужчины критиковали жестко. Но с обретением уверенности ушел страх. Был еще момент. Я так переживала свои первые шаги, что и вне работы какое-то время сказывались профессиональные рефлексы. Когда ехала за рулем легкового автомобиля, при виде остановки машинально поворачивала в ее направлении. А когда та оставалась позади, возникало ощущение, что не забрала пассажиров.

За руль она впервые села, можно сказать, волей случая: не поступила в институт. Чтобы не терять год, получила в автошколе сразу две категории – B и C. Тогда на легковом автомобиле вождение сдала только с третьего раза, а спустя 20 лет, когда обрела опыт, категорию Е получила с первой попытки.

Светлана Мороз буквально живет своей работой. Погружается в нее сердцем:

– Пассажиры не привыкли брать так называемые нулевые билеты для льготных категорий граждан. Объясняю, что это их страховка на случай аварии или форс-мажорных обстоятельств. По квиткам также отслеживается пассажиропоток, а по результатам уже принимаются решения о тех или иных маршрутах. Словом, люди должны ясно понимать, что нулевой билет – не формальность, а их возможность повлиять на качество услуг автопарка.

Наша собеседница уверена, что диспетчер, кассир и водитель – это команда, которая своим трудом отвечает за репутацию предприятия. Потому, когда дело касается ее участия, выкладывается по полной.

– До работы в автопарке я думала, что первее всех по утрам встают врачи и пекари, а теперь знаю наверняка: самые ранние пташки – водители автобусов, – убеждена Светлана Мороз.

Светлана ЯРОШЕВИЧ, «ТВ»