ЗАСО «ТАСК»

ЧИТАЕМ ФОТОГРАФИИ КАК ПОВЕСТЬ…

6 ноября, 2025

«Нет благороднее миссии, чем сохранение исторической памяти во имя светлого будущего». А.Г. Лукашенко

Историческая память –  основа наших духовных и культурных традиций. «Биография» дорожной отрасли – одна из ее составляющих. Бережно хранится она в музее истории дорожного хозяйства РУП «Белдорцентр». Кроме основной экспозиции, здесь есть  архив, представляющий большой интерес. В материалах этой рубрики, являющейся совместным проектом редакции, Республиканского общественного объединения ветеранов дорожного хозяйства и РУП «Белдорцентр», мы рассказываем о фотографиях, на которых запечатлены яркие моменты прошлых лет.

Фото называют застывшим мгновением жизни. Одна секунда… Но как много она способна поведать, ведь за ней порой стоит целая история. Так можно сказать и об этом снимке. Время и место действия – 7 ноября 2002 года, 52-й км МКАД.

23 года назад к этой праздничной дате было приурочено открытие Минской кольцевой автодороги после масштабной реконструкции. В торжественном митинге вместе с Президентом Беларуси Александром Лукашенко приняли участие запечатленные на фотопленке (справа налево) в то время председатель Мингорисполкома Михаил Павлов, министр транспорта и коммуникаций Михаил Боровой, первый заместитель министра – директор Департамента «Белавтодор» Александр Минин, генеральный директор РУП «Магистральавтодор» Анатолий Лытин.

До перерезания символической ленточки и запуска первых автомобилей по обновленной по европейским стандартам магистрали остаются считаные минуты…. С волнением ожидают этого момента собравшиеся представители дорожных предприятий, ученые, проектировщики, специалисты Департамента «Белавтодор», Министерства транспорта и коммуникаций, которым хорошо известно, чего стоило выполнить такую масштабную работу в кратчайшие сроки. Тысячи дорожников в течение полутора лет практически без выходных трудились на реконструкции МКАД, превратив ее в одну из лучших магистралей страны. На тот момент столичной кольцевой было почти 40 лет. За это время она уже один раз серьезно обновлялась – в 1980-е. Тогда было построено 26,8 км четырехполосной дороги первой категории и 29,4 км второй с двумя полосами. Однако к концу века ей вновь понадобилось преображение. В 1990-е МКАД не выдерживала нагрузок и большого потока машин. Преградой интенсивности движения в 16–18 тыс. авто в сутки стали одноуровневые пересечения с другими дорогами, светофоры, остановки маршрутных автобусов.

Проектную документацию на реконструкцию отдельных участков кольцевой ГП «Белгипродор» начало разрабатывать в 1998 году. Работа существенно активизировалась с начала 2000-го, после принятия Постановления Совета Министров № 26 «О мерах по развитию кольцевой дороги вокруг Минска в 2000–2005 годах». Заказчиком выступило РУП «Магистральавтодор». 

В связи с особой значимостью объекта в августе 2001-го Президент подписал Распоряжение № 235 о необходимости завершения реконструкции на три года раньше.

Перед дорожниками тогда стояли масштабные задачи. Масштабным был и фронт работ. Необходимо было расширить проезжую часть до шести полос, убрать светофоры, пешеходные переходы на одном уровне, пересечения с другими дорогами. Плюс выполнить освещение всей МКАД и транспортных развязок, установить барьерные ограждения, противоослепляющие и шумозащитные элементы. При этом следовало обеспечить скоростной режим на магистрали до 120 км/ч.

По беспрецедентности масштаба данную стройку по праву называют уникальной. По словам Анатолия Лытина, одного из непосредственных участников тех событий, генерального директора организации-заказчика, была проведена колоссальная работа:

– Мобилизовали трудовые и материальные ресурсы практически всех ДСТ республики и «Мостостроя». Строительные организации трудились на выделенных им участках магистрали. Оперативно обеспечивалась поставка стройматериалов, особенно щебня и битума. Кроме того, было принято решение о выполнении переустройства всех коммуникаций вдоль МКАД их балансодержателями.

Объект превратился в поистине всенародную стройку. За полтора года было выполнено 3,9 млн тонн земляных работ, уложено 680 тыс. тонн асфальтобетона, использовано 1,1 млн куб. метров материалов на дорожное основание, установлены 100 км барьерного ограждения, 2,4 км шумозащитных экранов, 1600 дорожных знаков, три метеостанции, построены 24 транспортные развязки, 30 мостов и путепроводов, шесть надземных и 16 подземных пешеходных переходов.

На объекте ежедневно трудились более 3 тыс., а в отдельные дни и до 5 тыс. человек со всей страны. Такая концентрация дорожных строителей была оправдана. Не забывали и о качестве: брали не только числом, но и умением. 

– Вы очень сплоченная команда, – поблагодарил Александр Лукашенко собравшихся на митинге по случаю ввода МКАД 7 ноября 2002 года. – Дорожники на деле доказали, что с огромными объемами работ можно справиться в кратчайшие сроки.

За реконструкцию столичной кольцевой многие представители дорожных и проектных организаций были отмечены правительственными и отраслевыми наградами. 

БЫЛО – СТАЛО

Возведение МКАД с 1956 по 1963 год позволило вывести потоки транзитного грузового автотранспорта с городских улиц. Первоначально она имела третью категорию магистрали с шириной проезжей части 7,5 метра и двумя полосами движения.

Сегодня кольцевая является одной из ключевых транспортных артерий города, имеет асфальтобетонное покрытие, шесть полос движения и  первую категорию, полностью соответствуя европейским стандартам. Пропускная способность – 85 тыс. автомобилей в сутки. Границы МКАД протяженностью 56,2 км и шириной 29 метров практически совпадают с административной чертой столицы.

Ольга ОРЛОВА, «ТВ»