Около 100 компаний и более 230 участников собрала 3-я международная грузовая конференция «2025. Железнодорожная логистика: актуальные задачи развития», организованная БЖД. Представители транспортных предприятий, органов госуправления и администраций железных дорог Беларуси, Азербайджана, Ирана, Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Узбекистана, Туркменистана встретились на одной площадке для обсуждения насущных тем по вопросам перевозок и транспортной логистики на евразийском пространстве.

Валерий Веренич, начальник ГО «Белорусская железная дорога»:
– Основная цель конференции – сверить часы, то есть те направления, по которым идут железнодорожные администрации разных стран. Это выработка единых решений, консолидация усилий и синхронизация бизнес-процессов.



На открытии форума начальник БЖД Валерий Веренич отметил, что организаторы постарались собрать за одним столом максимально широкий круг представителей международных транспортных организаций, интеграционных объединений, логистических компаний, портов, а также концернов и предприятий, чья продукция составляет основу белорусского экспорта. Он ознакомил присутствовавших с некоторыми итогами работы магистрали в 2024 году. Перевезено более 100 млн тонн грузов. Погрузка составила почти 75 млн тонн (рост – на 2,7%). Поставлен абсолютный рекорд по контейнерным доставкам – более 1,6 млн в ДФЭ.
В сложившихся геополитических условиях БЖД прилагает усилия как к развитию существующих международных транспортных коридоров, так и к формированию новых, продвигает инициативы по выстраиванию транзитных логистических цепочек на континентальных и трансконтинентальных маршрутах.
Беларусь с самого начала участвует в реализации китайской инициативы «Один пояс, один путь». Контейнерные поезда в сообщении с КНР курсируют с 2009 года. Большое внимание уделяется развитию транспортных маршрутов в направлении портов Северо-Запада России, где в настоящее время идет активное развитие инфраструктуры. Представляет интерес для отечественного бизнеса международный коридор «Север – Юг», по которому экспортные грузы следуют в Иран, Индию, Пакистан.
Руководитель государственного объединения выразил уверенность в том, что в процессе конференции будут выработаны взаимовыгодные решения по задействованию международных транспортных коридоров.
Участников форума от имени Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси приветствовал замминистра Сергей Дубина. Масштабные вызовы, с которыми в последние годы столкнулась белорусская экономика, потребовали существенной трансформации логистики. Благодаря тесному сотрудничеству со странами-партнерами сформирован новый логистический каркас экспортных перевозок. Итоги прошлого года и первых месяцев текущего свидетельствуют об эффективности выработанных решений. В числе очередных актуальных задач представитель ведомства назвал задействование МТК «Север – Юг» в направлении Ирана и Индии с использованием портов Каспийского моря, а также его восточного и западного маршрутов, развитие контейнерных сервисов, цифровизацию грузоперевозок и внедрение безбумажных технологий.
С приветственным словом выступили также председатель дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Виктор Попов и заместитель председателя комитета Организации сотрудничества железных дорог Суй Жуйчжэн.
По информации Виктора Попова, за прошлый год объем перевозок грузов в контейнерах по железным дорогам – участницам Совета увеличился на 10 млн тонн и составил 72,3 млн тонн, что на 15,5% больше, чем в 2023-м. Количество пассажиров в международном сообщении выросло на 1 млн (плюс 13,5%).
– В условиях глобализации и интенсивного роста международной торговли транспортные коридоры становятся ключевыми элементами эффективного взаимодействия всех участников перевозочного процесса, – подчеркнул руководитель Совета по железнодорожному транспорту. – Принято решение о создании стратегической группы по развитию международных транспортных коридоров на уровне заместителей руководителей железнодорожных администраций.
Вторая часть пленарной сессии началась с выступления первого заместителя начальника БЖД Александра Хорошевича, который представил аудитории детальный анализ положения дел в сфере доставки грузов на рынки сбыта. Железнодорожную логистику он образно сравнил с игрой в шахматы, где фигуры имеют многотонный вес. Успех может быть достигнут только в том случае, когда все ходы будут четко выверены.
По итогам прошлого года доля стран ЕАЭС и КНР в общем объеме международных перевозок БЖД составила более 90%. Обеспечена положительная динамика экспорта грузов в Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан. Созданы условия для транспортировки продукции в российские порты северо-западного региона, а также Черного и Азовского морей по сухопутным маршрутам в направлении Китая, стран Азии и с использованием международного коридора «Север – Юг» в направлении Ирана, Индии. В стадии реализации находятся проекты по мультимодальным поставкам белорусских товаров в страны Африки, Латинской Америки.
Докладчик констатировал, что объемы продукции отечественных грузоотправителей динамично возрастают. Задача БЖД – обеспечить их стабильную транспортировку.
Работа с грузоотправителями, органами госуправления, транспортными и логистическими компаниями позволила сформировать устойчивые транспортные связи. Устранению узких мест и увеличению пропускной способности содействуют модернизация железнодорожной инфраструктуры, открытие новых пунктов пропуска, тесное взаимодействие с портами по вопросам организации транспортно-логистического обслуживания.
С российской стороной достигнута договоренность о гарантированном согласовании ежемесячно не менее 25 контейнерных поездов с белорусскими экспортными грузами, следующими в Китай через российско-китайские и российско-монгольские погранпереходы.
Важную роль в развитии транспортно-логистического потенциала БЖД и организации контейнерных перевозок играет ГП «Белинтертранс». Перевозки грузов в железнодорожном сообщении Беларусь – Китай демонстрируют уверенный рост. Если за 2021 год в Поднебесную из нашей страны отправили 151 контейнерный поезд, то в 2024-м – уже более 1500.
В перечень международных контейнерных поездов в 2024 году было внесено дополнительное направление Беларусь – Россия – Азербайджан (так называемый западный маршрут коридора «Север – Юг»). Азербайджанские железные дороги проинформировали о введении специальных тарифных ставок по вагонной и контейнерной доставкам по территории своей республики. Совместно с причастными международными администрациями сформированы два контейнерных поезда. По территории Ирана дальнейшая транспортировка осуществлялась автомобильным и морским транспортом.
В текущем году белорусские грузоотправители начали перевозки и по восточному маршруту этого коридора. Сдерживающим фактором является отсутствие обратной загрузки рейсов.
Перспективным направлением на БЖД рассматривают международный транспортный коридор Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан. Перевозки грузов из Беларуси в Узбекистан и Афганистан железнодорожным транспортом как по вагонной, так и контейнерной отправкам могут быть реализованы в прямом железнодорожном сообщении. Предприятием «Белинтертранс» совместно с контрагентами разработана схема курсирования по маршруту. Кроме того, на территории Узбекистана в конце 2024 года открыто предприятие, представляющее интересы «Белинтертранса», с целью наращивания перевозок в сообщении со странами Центральной Азии и Ближнего Востока.
Для обслуживания контейнерного потока в нашей стране создана широкая сеть транспортно-логистических центров и грузовых терминалов, расположенных в районах тяготения грузопотоков, а также вблизи промышленных объектов. Задействование всех терминальных комплексов позволит привлечь к уже существующим объемам не менее 120 контейнерных поездов в месяц дополнительно.
– Со своей стороны мы готовы к максимальному задействованию транзитного потенциала Беларуси, увеличению объемов грузов, следующих на станции Белорусской железной дороги в адрес отечественных грузополучателей из стран ЕАЭС, Центральной Азии и других, – заверил первый заместитель начальника БЖД.
Важнейшей задачей текущего года является поиск новых рынков сбыта с целью удовлетворения потребностей отечественных субъектов хозяйствования.
– Мы отрабатываем каждое обращение белорусских грузоотправителей и с учетом имеющихся возможностей оказываем практическое содействие в согласовании маршрутов и объемов перевозок. Удалось достичь значительных качественных изменений в точности планирования благодаря установлению ответственности грузоотправителей за невыполнение заявки на перевозку грузов. Было погружено фактически 95% согласованных объемов, – подчеркнул Александр Хорошевич и озвучил еще несколько цифр.
В первом квартале погрузка выполнена на уровне 17,2 млн тонн, на экспорт – 8,1 млн тонн (рост к 2024-му – 1,3%). Задание по итогу текущего года – обеспечение роста на 5,2%.
В 2024-м БЖД приобрела для обновления парка 1690 вагонов. На 2025-й запланирована закупка еще 2100. Грузовладельцам предлагается заключать долгосрочные договоры, гарантирующие обеспечение вагонами для перевозок грузов. Такая мера позволит создать режим стабильного и надежного перевозочного процесса без риска несогласования перевозки. Опыт подобного сотрудничества с предприятиями в Беларуси уже имеется.
Не обошел вниманием спикер и вопросы цифровизации грузовых перевозок. На БЖД имеются все необходимые информационные и технологические ресурсы для взаимодействия с перевозчиками по безбумажной технологии. Наиболее высокий уровень обмена электронными данными достигнут с РЖД. Большое значение придается сотрудничеству в вопросах цифровизации с Казахстаном и Китаем. Так, с декабря 2024 года осуществляются тестовые перевозки между российскими и китайскими дорогами через погранпереход «Забайкальск – Маньчжурия». Консолидация усилий железнодорожных администраций, органов госуправления, грузовладельцев, транспортных и логистических организаций в вопросах цифровизации позволит существенно повысить долю грузовых перевозок, осуществляемых по безбумажной технологии.
Оригинальное заключительное слово докладчика вполне можно расценивать как резюме к итогам всего мероприятия:
– Мы должны помнить, что поезда не любят стоять, ведомства – ждать отчетов, а грузовладельцы – оплачивать простои. Давайте сделаем так, чтобы в следующем году на конференции мы обсуждали бы рекордные объемы перевозок как результат нашей эффективной совместной работы.
Слово – участникам
Антон Козлов, начальник департамента зарубежных проектов и международного сотрудничества ОАО «РЖД»:
– Конференция очень важная, что подтверждается количеством участников. В прошлом году их было больше сотни, сейчас – свыше 200. Резервы сотрудничества между Россией и Беларусью в сфере железнодорожного транспорта велики. По итогам 2027 года рассчитываем выйти на объем перевозок 20 млн тонн. Перспектив много, и мы их детально обсуждаем.
Дмитрий Кондратов, исполнительный директор АО «АК «Железные дороги Якутии»:
– Вопросы, которые обсуждались на пленарном совещании, крайне важны и интересны. Контейнеризация, мультимодальная логистика, развитие транспортной инфраструктуры, взаимодействие государства и бизнеса – это то, с чем мы регулярно сталкиваемся в своей работе на северо-востоке РФ и ищем пути решения. Помимо конференции и налаживания партнерских взаимоотношений с железнодорожниками и бизнесом Беларуси, мы приехали сюда с еще одной важной миссией. В рамках достигнутой договоренности Президента Республики Беларусь и главы Республики Саха (Якутия) о товарообмене, экономических связях между нашими регионами в Минск прибыла делегация в составе руководителей ведущих предприятий Якутии. В формате видеоконференц-связи и очных встреч провели диалог примерно с 60 белорусскими предприятиями. Виден огромный взаимный интерес производителей товаров в Беларуси и потребителей продукции в Якутске. Поскольку взаимодействуем с БЖД, мы уже начали проговаривать технологические моменты по организации перевозок железнодорожным транспортом. Согласовываем условия организации контейнерных поездов. Железная дорога станет той транспортной артерией, которая свяжет наши регионы и будет способствовать развитию Беларуси, России и Якутии. Учитывая отдаленность нашего региона, компания «Железные дороги Якутии» приняла решение об открытии представительства в Минске. Это будет маленькое «окно» для консолидации отправок в регион.
Игбал Гусейнов, заместитель председателя ЗАО «Азербайджанские железные дороги»:
– Хочу поблагодарить белорусских коллег за проведение такого масштабного мероприятия, посвященного грузоперевозкам между нашими странами пространства 1520. С БЖД нас связывают очень добрые дружеские и партнерские отношения. Сегодня с коллегами мы работаем в основном по увеличению грузопотока на маршруте «Север – Юг». Я думаю, что платформа конференции даст нам новый импульс для дальнейших действий и мы совместно выполним те задачи, которые перед нами ставят наши государства и правительства.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»