История отраслевого турнира по мини-футболу памяти Александра Минина неразрывно связана с МФК «Дорожник», которому в этом году исполнилось 25 лет. Клуб создан в 1998-м по решению коллегии Комитета по автомобильным дорогам Беларуси. Задачей команды было не только популяризировать этот вид спорта в дорожном хозяйстве, но и успешно выступать на чемпионатах республики, тем самым содействуя повышению авторитета отрасли. Вместе с директором – главным тренером «Дорожника» Валерием Досько вспоминаем, как это было.
Мини-футбольный клуб «Дорожник» стал правопреемником любительской команды «Монолит», которая существовала при заводе железобетонных мостовых конструкций – филиале ОАО «Дорстройиндустрия» в Фаниполе. Но задумывался как профессиональная дружина и эти надежды полностью оправдал. Валерий Досько пришел сюда тренером в 1998-м. И уже в первый год «Дорожник» стал чемпионом республики.
Некоторое время клуб все еще базировался в Фаниполе. Однако для того, чтобы выступать на соревнованиях высокого уровня, в том числе европейских, в соответствии с требованиями УЕФА необходимо было придать ему статус самостоятельного юридического лица. Зарегистрирован МФК «Дорожник Минск» в 2003 году.
Команда шесть раз становилась чемпионом республики, причем в начале 2000-х – пять подряд, шесть раз выигрывала Кубок Беларуси и один – Суперкубок, успешно участвовала в международных соревнованиях. В сезоне 2002/2003 дебютировала в Кубке УЕФА по мини-футболу, а в 2004/2005 вошла в восьмерку сильнейших команд Европы.
По оценке Валерия Досько, это было самое высокое достижение «Дорожника». Помимо того, несколько игроков команды постоянно входили в состав сборной Беларуси и вносили весомый вклад в общий результат игры.
– Так, в 2010-м впервые в истории в финальной стадии чемпионата Европы белорусская команда, куда только вошли наши игроки, заняла девятое место, – вспоминает руководитель клуба. По совместительству он работал главным тренером национальной сборной.
Финансировали мини-футбольную команду все организации дорожной отрасли. Инициатором же и вдохновителем идеи ее создания был Александр Минин, возглавлявший дорожное хозяйство республики с 1994 по 2005 год. Он внимательно следил за успехами спортсменов и, если позволяло время, всегда присутствовал на играх как болельщик.
Четыре раза в неделю, как прежде, футболисты собираются в спортивном зале на тренировки. «Дорожник» и сегодня продолжает оставаться самым титулованным клубом Беларуси по мини-футболу.
– Но все это – достижения первого десятилетия 2000 годов, – не без сожаления замечает Валерий Досько. – В дальнейшем только однажды – в 2017-м – мы выиграли кубок и суперкубок. А в нынешнем сезоне, который уже закончился, заняли лишь седьмое место.
– Большинство футбольных команд в Беларуси имеют статус профессиональных и хороший бюджет. Могут позволить себе пригласить на укрепление легионеров. И в нашем клубе были такие. Благодаря в том числе им мы достигли побед в 2017-м. Но удержать титулованных спортсменов без достойного денежного вознаграждения невозможно, – сетует главный тренер.
Невзирая на трудности, Валерий Николаевич называет свою дружину боевой, хотя и самой возрастной в стране:
– Наверное, ни в одном клубе нет футболиста, который бы играл 20 лет. Например, как наш вратарь Павел Швайба. Нам надо молодежь поднять. Помимо 14 взрослых футболистов, есть еще юношеская дружина, в которой занимаются ребята до 19 лет. Имеются две детские команды (2008–2009 и 2010–2011 годов рождения). Требование Федерации футбола – развивать детско-юношеский спорт. Такие группы существуют у нас уже девять лет. Примечательно, что в них занимаются (на подходе к основной команде) дети футболистов, которые долгое время играли в основном составе. Причем многие – с первого класса. Они очень успешно выступают на чемпионатах города. Когда-то взрослые спортсмены клуба были моими подопечными, теперь же мы все – друзья. И в принципе я никогда не пожалел, что связал жизнь с зальным футболом.
Самое деятельное участие «Дорожник» принимает в подготовке и проведении турниров по мини-футболу среди команд организаций дорожного хозяйства, посвященных памяти Александра Минина. Идея учредить такие любительские соревнования принадлежала именно Валерию Досько и была поддержана.
– Спортивное мероприятие стало мощным объединяющим началом для дорожного хозяйства. Мы должны напоминать молодому поколению, чтобы оно знало, кто такой Александр Минин, какое развитие получила при нем дорожная сеть и почему так трепетно коллеги старшего поколения сохраняют о нем память, – убежден Валерий Досько.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ДБ»