Летопись речного порта Речица, который ныне является филиалом РТУП «Белорусское речное пароходство», началась в далеком 1944-м, когда на правом берегу Днепра была образована одноименная пристань. В то время в распоряжении были 9 единиц самоходного и 10 – несамоходного флота, катер «Дон». Занимались лесными (экстрактовые дрова, рудстойки) и строительными грузами, перевозкой соли, перегоном плотов. Всю выгрузку производили вручную, плавкранов тогда не было и в помине.


Приказом Главного управления речного флота при Совете Министров БССР № 199 от 12.12.1975 пристань Речица переименовали в речной порт. В 2010-м Речицкий судостроительно-судоремонтный завод присоединили к РТУП «Белорусское речное пароходство» в качестве структурного подразделения речного порта Речица, который прошлой весной отметил свое 80-летие.
Без малого полтора десятка лет возглавляет предприятие Игорь Демиденко – человек, душой и сердцем болеющий не только за свою вотчину, но и за весь белорусский флот. Суда, произведенные еще в 80-х годах прошлого столетия, постепенно выхаживают свое, ощущается санкционное давление, есть вопросы в сфере судостроения или судоремонта. Все это сказывается на экономике и кадровом потенциале как портов, так и пароходства.
Впрочем, сетовать на проблемы и хвататься за голову от безысходности Игорь Павлович не привык. Он знает: из любой, даже самой сложной ситуации можно найти выход. И находит. Поэтому Речица живет полноценной жизнью и является одним из самых эффективно работающих среди портов РТУП «Белорусское речное пароходство». В этом мы убедились воочию, посетив предприятие.
– А когда было легко? – риторически вопрошает директор. – Если сидеть сложа руки, то ничего с неба не упадет. Деньги нужно заработать. Мы сделали ставку на два основных вида деятельности: добычу и перевозку строительного песка для нужд предприятий и организаций страны, а также судоремонтные работы, которые проводим у нас на базе бывшего судостроительно-судоремонтного завода.
Клиентская база не ограничивается пределами Речицы – задействован весь регион. Речной порт заключил договоры со многими строительными организациями области, местным метизным заводом, предприятиями жилищно-коммунального и лесного хозяйства.
– Благодаря слаженной деятельности всех подразделений в целом и каждого работника в отдельности порт обеспечил стопроцентную потребность строительных организаций района в песке, а также сделал его заготовку для реализации в межнавигационный период, – уточняет наш собеседник.
Часть сыпучего материала отправляется на строительство самого ответственного участка республиканской автодороги М-10 – от Речицы в сторону Калинковичей. Но прежде, чем его добыть и доставить потребителю, необходимо провести целый ряд экспертиз и получить соответствующее разрешение.
На причале речного порта Речица продолжает функционировать самый мощный в Беларуси слип для управляемого механизированного подъема и спуска судов, способный работать даже с морскими судами весом до 900 тонн. В день нашего посещения здесь уже стоял плавучий кран, чтобы проверить состояние его корпуса и предъявить ГП «Белорусская инспекция Регистра» для оценки дальнейшей работоспособности. Рядом на ремонте – еще две единицы техники: земснаряд и несамоходная баржа-площадка. Первый прибыл из Бобруйска и по внешнему виду вроде выглядит неплохо, но, если заглянуть снизу, понимаешь, что требуется лечение.
– Наши специалисты уже поменяли часть днища, – вводит в курс дела Игорь Демиденко. – Однако это еще не все. Нужно произвести измерения толщины корпуса, чтобы понять, нуждается ли он в ремонте. К слову, для этого в помощь обученным профессионалам – специальные приборы.
Что касается баржи со свежевыкрашенным днищем, то наш собеседник пояснил:
– Здесь произведена стопроцентная замена днищевой обшивки. На 20% обновилась скуловая часть судна, примерно на столько же – борта. Вскоре она будет готова к спуску. Сроки восстановления судна зависят от трудоемкости процесса. В среднем на ремонт такой баржи у нас уходит четыре-пять месяцев. И это учитывая, что в штате – всего четыре судостроителя и три сварщика. Даже такими небольшими силами мы стараемся в сжатые сроки произвести качественный ремонт.
Профессионалы своего дела действительно выполняют все на совесть. Сказывается опыт: ведь в советское время за год выпускали до 24 барж грузоподъемностью 1000 тонн, а также ремонтировали от 90 до 110 судов.
Сегодня такими размахами речники похвастаться не могут. Но у них есть другие локальные задачи и победы, которых они добиваются ежедневной кропотливой работой. Поиск новых заказчиков и совершенствование материальной базы продолжаются, что позволит существенно повысить производительность труда.
Сергей БОРОВИК