Через Афганскую войну с 1979 по 1989 год прошли 32 тыс. белорусов. Среди воинов-интернационалистов есть и железнодорожники. В обособленных структурных подразделениях Витебского отделения БелЖД сегодня трудятся около 40 афганцев, двое из них – в вагонном депо. Олег Петрович Фомин и Валерий Владимирович Шкут называют себя братьями. Оба родились 22 июля 1968 года, прошли службу в Афганистане и работают на стальной магистрали.


15 февраля в нашей стране отмечается День памяти воинов-интернационалистов. Эта дата приурочена к завершению вывода советских войск из Афганистана в 1989 году. Мужество и героизм проявили наши соотечественники – солдаты и офицеры, до конца оставшиеся верными присяге, ценой жизни исполнившие свой долг перед Родиной. Главным символом тех событий является открытый в Минске в августе 1996 года «Остров мужества и скорби» с памятником «Сынам Отечества, которые погибли за его пределами». Внутри мемориального комплекса – четыре алтаря с нанесенными именами погибших белорусов.
Олег Фомин родом из Витебска, вырос в семье железнодорожников. Его отец Петр Павлович трудился мастером ПТО в вагонном депо, пользовался уважением в коллективе и был награжден за плодотворный труд орденом «Знак Почета». Еще в школьные годы Олег решил, что тоже свяжет свою судьбу со стальной магистралью, но Афганская война могла перечеркнуть его планы. В октябре 1986-го парня призвали в армию и отправили в учебное подразделение, базировавшееся в Туркмении. Сразу было ясно: дальнейшая служба пройдет в Афганистане.
– Срочную я служил 2,5 года. Когда было принято решение о выводе советских войск из Афганистана, нас «тормознули» с дембелем, чтобы не привлекать к боевым действиям молодое пополнение, – рассказывает Олег Петрович.
Он не любит вспоминать о той далекой войне. Говорит только, что служил в десантно-штурмовой группе, а покидал Афган на борту Ми-8 уже после того, как генерал Громов на мосту через реку Амударью заявил, что после него на этой земле не осталось ни одного советского солдата.
– Наверное, не стоит объяснять, какие цели при ведении боевых действий выполняет десантно-штурмовая группа, – поясняет наш собеседник. – В феврале 1989 года мы обеспечивали отход советских войск. Чтобы не били по «хвостам». А попытки такие были, хотя имелись договоренности с афганскими полевыми командирами о безопасном выходе советского контингента. Но для мелких групп боевиков это был не указ. Возвращали нас бортами.
За успешное проведение одной из операций Олег Фомин награжден медалью «За боевые заслуги». На деле таковых было много, и каждая могла закончиться трагично:
– Знаете, страшно не было. В восемнадцать с половиной о смерти не думаешь. Нам ставили задачи – мы их выполняли.
Тем не менее Средняя Азия существенно подорвала его здоровье. Непривычные климат и пища, плохая вода… Там, в экстремальных условиях, организм боролся, а после возвращения домой Олега свалила малярия. Он долго лечился, затем пошел работать на железную дорогу. Вначале трудился слесарем-электриком в дирекции по обслуживанию пассажиров (ныне – Витебский вагонный участок), а через шесть лет перешел в Витебское вагонное депо слесарем по ремонту подвижного состава.
– Витебск до моего ухода в армию и после возвращения из Афганистана – два разных города, – делится Олег Петрович. – На улицах появились коммерческие киоски, ощущался дефицит товаров, активные граждане занялись бизнесом… Я же решил не рисковать и пошел на железную дорогу, продолжил дело отца и тружусь здесь уже 34 года. Что дал Афган? Это – хорошая школа жизни. Там я понял цену дружбе, знаю, что такое взаимовыручка. Начал разбираться в людях. Даже если это общение не слишком долгое. В общем, понимаю: с кем можно пойти в разведку, а с кем – нет.
Дома Олега Фомина всегда ждут жена Ирина Александровна и дочь Виктория, которую он назвал в честь юбилея Победы в Великой Отечественной войне.
Валерий Шкут родился в Хойниках Гомельской области. Там окончил среднюю школу № 1, а после переехал в Витебск, где поступил в техническое училище № 154 от ПО «Витязь» по специальности «слесарь механосборочных работ». Осенью 1986 года его призвали в армию и направили в Узбекистан – учебную часть в приграничном Термезе.
– Я добровольно попросился в разведбат, – вспоминает Валерий Владимирович. – Сработал юношеский максимализм. Фильмов про разведчиков насмотрелся, книг начитался. Нас, 14 человек, построили на плацу, отобрали семерых, включая меня. После отправили в Пули-Хумри. Через этот город проходит проложенная советскими и афганскими строителями автодорога Кабул – Мазари-Шариф. Первый год служил в горном батальоне, мы прикрывали Андарабское ущелье. В то время эта территория контролировалась полевым командиром Ахмад Шахом Масудом, который впоследствии стал министром обороны Афганистана. Тогда он был известен под прозвищем «Панджшерский лев». Воевал грамотно. Бои шли тяжелые и часто внезапные. Вроде все спокойно, ложимся спать, а через два часа – обстрел. И мы снова разбегаемся по своим расчетам. Против нас применялись и гранатометы, и стрелковое оружие, и «Стингеры». С двух сторон работала артиллерия. Ситуацию осложняло то, что душманы сидели в горах и видели нас как на ладони.
За проведение успешных операций Валерий Шкут награжден медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу». Последнюю получил вместе с командиром взвода за корректировку огня артиллерии. Разведчики заняли выгодное положение и помогли подавить очаг сопротивления. Кроме того, в ходе тех действий был освобожден губернатор провинции, похищенный накануне душманами.
Как и Олег, Валерий задержался в Афганистане до февраля:
– Мы выезжали на своей технике. Это было 13-го числа. Отходили поэтапно, по 10–15 км в сутки.
Возвращался Валерий уже в Витебск. После катастрофы на Чернобыльской АЭС в Витебский район переселись его родители:
– Сразу после службы в армии пошел работать на железную дорогу. Тружусь уже 34-й год. Начинал слесарем по ремонту, потом был осмотрщиком. Затем перешел в Витебское вагонное депо слесарем-ремонтником в экспериментальную бригаду. Мы изготавливаем приспособления и приборы для производственной деятельности предприятия. Афганистан научил многому. Разведка – это, прежде всего, физическая нагрузка. Требовалось не только с выкладкой в 20–30 кг быстро и незаметно подняться в горы, но и уметь стрелять из всех видов оружия. Необходимы выносливость, сила, а вместе – сила воли. Это помогает и в работе, и дома, и в отношениях с людьми.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТВ»